FCC включает секундомер


В четверг Федеральная комиссия по связи США (FCC) намерена обнародовать свое постановление, обязующее производителей телевизоров до 2006 г. перейти к оснащению всей новой продукции цифровыми тюнерами. Эта мера станет самым значительным шагом американского правительства, направленным на развитие в стране цифрового телевидения.

Цифровая технология, получившая название телевидения высокого разрешения (HDTV), обеспечивает существенное улучшение качества воспроизведения телевизионного изображения и звука. До сих пор доля зрителей HDTV в США остается ничтожно малой. Отдельные операторы кабельного телевидения используют в своих сетях цифровые сигналы, но в ряде регионов они практически недоступны.

Решение FCC знаменует важную веху в борьбе телевещательных компаний с производителями ТВ-приемников, которые протестуют против нововведения, указывая, что телевизоры с HDTV будут стоить по меньшей мере на $250 дороже обычных. Между тем сторонники цифрового телевидения утверждают, что цены поднимутся не более чем на $15.

Изготовители телевизоров также заявляют, что вводимая FCC мера не нужна, поскольку большинство владельцев цифровых телевизоров и так могут получать цифровой сигнал по кабелю или со спутника и дополнительный тюнер для приема этого сигнала из эфира им не требуется.

Долгое время развитие цифрового телевещания наталкивалось на классическую "проблему курицы и яйца" - изготовители аппаратуры не желали переходить на производство новых моделей, пока число соответствующих программ остается незначительным, а вещательные компании не решались инвестировать средства в создание цифровых программ, поскольку число владельцев цифровых телевизоров оставалось небольшим. Однако фактически у телевещателей нет выбора. По закону они обязаны в определенный срок освободить все частоты, занимаемые сейчас аналоговыми телепрограммами, и передать их в распоряжение правительства, перейдя исключительно на цифровое вещание. Поэтому телевизионные компании заинтересованы в быстром расширении "цифровой" аудитории. Решение FCC помогает им достичь этой цели.

В настоящее время в США существуют три вида телевещания. Практически все американцы принимают аналоговые программы, в том числе по кабельным и спутниковым сетям. Отдельные сети кабельного и спутникового телевидения ведут цифровую трансляцию нескольких сотен "нишевых" каналов, но по качеству приема они мало отличаются от аналоговых. Передачи стандарта HDTV дают качество изображения и звука, сопоставимое с DVD, и именно к этим передачам обычно применяют термин "цифровое телевидение". В целом около 90% американских семей являются абонентами аналогового, цифрового кабельного или спутникового ТВ. Но даже цифровые приемники, способные воспроизводить изображение и звук HDTV-качества, не могут принимать по воздуху сигнал высокого разрешения без соответствующего тюнера. Именно эту проблему и надеется решить FCC, выпуская свое постановление. У многих абонентов кабельных и спутниковых сетей уже есть тюнеры, выполненные в виде внешней приставки. Однако обычно эти устройства приходится приобретать отдельно. Аналоговые телевизоры даже при наличии цифрового тюнера не способны воспроизводить сигналы высокого разрешения.

По плану FCC цифровые тюнеры должны к 2004 г. стать обязательным атрибутом дорогих моделей телевизоров с большой диагональю экрана. К 2006 г. ими уже должны оснащаться и все остальные вновь выпускаемые модели. Ожидается, что такой график модернизации позволит сделать рост цен не очень резким.

Готовность FCC вмешаться в развитие телевещательной отрасли идет вразрез с позицией главы Комиссии Майкла Пауэлла, выступающего за свободный рынок. Это еще больше подчеркивает огромное значение цифрового телевидения для правительства США. Первые постановления Конгресса о переходе на цифровое телевидение относятся еще к 1997 г. По мнению законодателей, этот переход поможет правительству освободить очень ценные участки спектра радиочастот, необходимые для развития мобильных коммуникаций. Один аналоговый телеканал использует в шесть раз более широкую полосу спектра, чем цифровой.

Освободившиеся частоты должны быть выставлены на аукцион, на котором правительство рассчитывает выручить миллиарды долларов. Пока правительственный график освобождения частот не выполняется - почти 70% телевещательных компаний так и не перешли на цифровое вещание к установленному сроку - 1 мая. (WSJ, 6. 08. 2002)