Дерипаска переходит на единую акцию


Аналитик "НИКойла" Вячеслав Смольянинов считает, что в результате перехода на единую акцию упростится корпоративная структура "Русала" и "Русских машин", им будет легче привлекать средства. Максим Матвеев из Альфа-банка полагает, что перевод "Русского алюминия" на единую акцию - это в большей степени юридическая процедура, а вот консолидация "Русских машин" займет много сил и времени. "Сейчас у учредителей "Руспромавто" много разнообразных активов, в которых есть сильные миноритарии, собственность Дерипаски и его партнеров в автопроме не структурирована и потому не подлежит продаже ни портфельным, ни стратегическим инвесторам. А создание "Русских машин" позволит четко выстроить бизнес", - говорит Матвеев.

Олег Дерипаска продолжает консолидацию металлургических и автомобилестроительных активов. В прошлую пятницу гендиректор "Русала" и председатель совета директоров "Базового элемента" рассказал журналистам, что собирается перевести алюминиевые заводы на единую акцию, а "Руспромавто" - преобразовать в компанию под названием "Русские машины".

"Сейчас "Русский алюминий" - холдинговая компания, у каждого из заводов, акциями которого владеет "Русал", есть свой совет директоров, миноритарные акционеры с детализированными правами. Я считаю, что это бессмысленно, - сообщил журналистам Олег Дерипаска. - Мы хотим перевести заводы на единую акцию и сейчас выбираем наиболее подходящий для этого способ". По его словам, владельцы "Русала" думают "перевести промышленные центры затрат в более простую форму - ООО или филиалы" и ликвидировать 27 самостоятельных акционерных обществ, существующих в рамках "Русала". В крайнем случае предприятие может остаться 100% -ной "дочкой" "Русала", добавил Дерипаска.

По аналогичной схеме будут консолидированы и активы в автомобилестроении, которыми сейчас управляет "Руспромавто". По 37,5% акций этой компании принадлежит "Базовому элементу" и Millhouse Capital, еще 25% - менеджерам "Руспромавто". По словам Дерипаски, на базе этой компании предполагается создать новую, под названием "Русские машины", которой будут переданы в виде филиалов или ООО наиболее привлекательные активы автозаводов. Например, сейчас в процессе реструктуризации Горьковского автозавода в отдельную структуру будет выделено производство "Волг ", и Дерипаска отметил, что она может остаться за рамками "Русских машин". Сейчас, по словам Дерипаски, с итальянской компанией Iveco идут переговоры о стратегическом партнерстве с "Русскими машинами" и создании СП. "Iveco выпускает ту же номенклатуру коммерческих машин, что и мы, - автобусы, грузовики и проч., а производство "Волг " Iveco не интересует", - отметил глава "Базэла". В "Руспромавто" "Ведомостям" пояснили, что пока не определено, какие именно активы "Русские машины" внесут в СП. Ведь, по словам Дерипаски, механизм образования "Русских машин" будет определен к концу октября, компания сформируется к 2004 г., а потом планируется ее IPO.

В своем стремлении объединять активы Дерипаска не забыл и электроэнергетику. Он признался, что рассматривает возможность объединения Красноярской ГЭС и "Иркутскэнерго" в единую компанию, но реализация этой идеи будет зависеть от позиции государства в вопросах продажи госпакета акций "Иркутскэнерго" и реорганизации РАО ЕЭС. "Носитель у них [Красноярской ГЭС и "Иркутскэнерго"] единый - вода, так как они входят в единый Ангаро-Енисейский комплекс, и, чтобы обеспечить максимальную выработку, мы считаем, лучше консолидировать активы, оптимизировать структуру управления, правовую структуру, уйдя от таких рудиментарных форм, как АО, перейдя на единую акцию", - пояснил руководитель "Русала".

Представители других акционеров "Иркутскэнерго" - РАО "ЕЭС России" и "СУАЛа" - прокомментировать идею объединения энергокомпании с Красноярской ГЭС не смогли, поскольку впервые услышали о ней от корреспондента "Ведомостей".