Европейцы пересели на дизель


Ужесточение экологических требований и растущая популярность автомобилей с дизельным двигателем в Европе привели к перепроизводству бензина на европейских НПЗ, которые начали активно сбывать излишки на рынке США. Благодаря импорту из Европы цены на бензин в Северной Америке практически не росли даже в разгар летнего автомобильного сезона.

Несмотря на значительное подорожание сырой нефти и рост потребления, цены бензина на автозаправках в США остаются, по словам экономиста Управления энергетической информацией (EIA) Дейва Костелло, "ровными, как никогда". Средняя цена бензина в США в период с апреля по сентябрь выросла, согласно EIA, всего на $0,02 - до $0,37 за литр. За это же время цена сырой нефти выросла на $4 за баррель.

По мнению экспертов, стабильность цен на бензин в США объясняется в первую очередь значительным ростом поставок топлива из других стран - прежде всего Западной Европы. Европейские НПЗ распродают излишки, пытаясь справиться с перепроизводством, которое вызвано введением более жесткого экологического законодательства и снижением потребления бензина. Объем импорта бензина США в течение сентября вырос до 857 000 баррелей в день, или на 12% по сравнению с прошлым годом.

Помимо традиционных западноевропейских поставщиков бензин экспортирует и ряд стран Восточной Европы, включая Румынию, Турцию и Россию. В общей сложности экспорт европейского бензина в США с 2000 г. вырос на 82%.

Импорт, объем которого стал рекордно высоким по меньшей мере с 1998 г., покрывает примерно 9% потребности США. Около половины этих поставок осуществляется из Европы. "Мы превратились в место, куда стремится избыточный бензин из Европы", - говорит Ларри Голдстейн, президент Petroleum Industry Research Foundation. Потребление бензина в США в этом году выросло приблизительно на 3% до примерно 9 млн баррелей в день, поскольку после событий 11 сентября все больше американцев предпочитает автотранспорт. Потребление в Европе, напротив, упало на 2% и продолжает снижаться.

Новое экологическое законодательство Европы существенно ужесточило требования к химическому составу выхлопных газов автомобилей. Автомобилестроительные компании активно взялись за разработку дизельных двигателей. Сегодня благодаря налоговым льготам более трети всех новых автомобилей, продаваемых в Европе, оборудовано дизелями, а во Франции таких машин более половины. В этом году спрос на дизельные автомобили в Европе вырос на 5%, а рост спроса за десятилетие составил 50%. Для сравнения: в США дизельными силовыми установками оснащено менее 1% новых автомобилей. (WSJ 28. 10. 2002)