ПРОЕКТ "Б": В ожидании бобо


Описать новых людей - значит описать дух времени. В тех местах, где поколения и ценности размеренно сменяют друг друга, описывать новых людей не так сложно. Нужно лишь зацепиться за какой-нибудь новый признак. Американский журналист Дэвид Брукс скрестил слова "буржуа" и "богема" и получил термин "бобо". Были хиппи, яппи, баппи (черные молодые профессионалы), а теперь бобо. Эти новые люди вышли на заметные позиции в обществе благодаря тому, что в послевоенные десятилетия престижные университеты и бизнес-школы постепенно стали доступнее для детей без связей, имени и наследства. Важно было лишь пройти тест единого образца, который и стал настоящим проходным баллом в общество. Людей с качественным высшим образованием стало больше, а аристократов среди них меньше, потому что дети без связей оказались умнее. Американское общество превратилось из "аристократического" в "меритократическое", т. е. такое, где вверх идут благодаря способностям и заслугам (merit), а не заслугам отцов и дедов.

Главное преимущество этих людей - не деньги и статус, а интеллект и желание его использовать. Благодаря своим способностям они вытеснили прежних аристократов с самых престижных позиций и сами стали юристами, инвестиционными банкирами, режиссерами, докторами. В силу своего происхождения они не желают выпячивать свои доходы и не желают покупать то, что покупали прежние аристократы, не хотят быть пешками в обществе потребления. В интерьере - не показной европейский шик, а имидж старого деревенского дома с искусственно состаренной мебелью (которая при этом не дешевле). Досуг - не на тех курортах, на которые полагается ездить богатым, а в горах Монтаны, в общении с природой. Не икра и бриллианты, а тонкая кулинария и автомобили. Буржуа, на противоречии с которыми всегда росла прогрессивная контркультура, теперь сами стали эстетами. Легко было шокировать старых аристократов громкой музыкой или радикальным искусством. Бобо этим не удивишь. Они выросли на контркультуре 60 - 70-х и любят абстракционизм. Будучи капиталистами и либералами на работе, они остаются леваками и социалистами по стилю жизни. Их звездным часом был бум на рынке высоких технологий и Интернета: они стали миллионерами, а одевались как студенты. Контркультура тоже перестала быть таковой и стала успешно продаваться на рынке. К примеру, в 70-е художники стали делать видеоинсталляции с использованием камер слежения, когда зрители могли подглядывать за действующими лицами, запертыми в комнате. В 90-е гг. эта идея была использована создателями коммерческих телевизионных шоу - таких как "За стеклом". То же происходило когда-то с картинами Пикассо или Миро, а еще раньше с импрессионистами - от шока к коммерции. Бобо таким образом тоже обуржуазиваются и постепенно превращаются в "косную аристократию", поскольку их радикальное прошлое превращается в стандартное коммерческое настоящее. Этот социальный слой сложился благодаря тому, что люди с высоким коэффициентом интеллекта получили доступ к престижному образованию, а благодаря этому и к деньгам. Российские новые люди формировались во времена первоначального накопления капитала, т. е. получили доступ к деньгам сразу. Может быть, поэтому их труднее описать и дать им определение.