Главный оппозиционер


Сейчас, когда Вашингтон предпринимает последние усилия заручиться поддержкой европейцев перед вторжением в Ирак, президент Франции Жак Ширак все заметнее выступает в роли главного оппозиционера.

В понедельник, после того как в выходные по всему миру прошли демонстрации в защиту мира, Ширак высказался против предложения добиваться в Совете Безопасности ООН принятия новой резолюции, санкционирующей военную операцию в Ираке. "Сегодня нет необходимости принимать вторую резолюцию. У Франции нет другого выбора, кроме того, чтобы выступить против нее", - заявил он в Брюсселе, где вместе с другими лидерами ЕС обсуждал, что делать с призраком войны.

За последний месяц 70-летний Ширак, который год назад вполне мог проиграть выборы из-за обрушившейся на него лавины обвинений в коррупции, придал внушительный политический вес яростному сопротивлению европейцев идее сместить Хусейна с использованием силы. Франция - один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, и потому Париж имеет возможность использовать право вето и заблокировать любые попытки Вашингтона получить благословение ООН на войну с Ираком. В то время как другие европейские лидеры, в том числе и Герхард Шредер, канцлер Германии, которая не входит в число постоянных членов Совбеза, возражают Бушу на словах, французский президент неприкрыто пригрозил Вашингтону, что Франция использует право вето.

США заявили, что начнут войну и без санкции ООН. Однако Белый дом предпринимает отчаянные усилия, чтобы получить эту санкцию, чтобы оправдать войну и в глазах американцев, и в глазах мусульманского мира. Кроме того, администрация США рассчитывает, что сумеет таким образом преодолеть колебания союзников, таких как Британия.

Ужесточение позиции Ширака в иракском вопросе объясняется целью, которую он поставил перед собой после того, как одержал убедительную победу на прошлогодних президентских выборах: загладить память о прошлых скандалах и обеспечить себе место в истории. Некоторые из тех, кто хорошо его знает, утверждают, что Ширак поставил перед собой скромную задачу - сделать Францию ни много ни мало европейским противовесом США в глобальной политике. "Он мечтает о многополюсном миропорядке, в котором Франция будет играть роль адвоката развивающегося мира", - говорит Пьер Лелуш, бывший советник Ширака, а ныне депутат Национального собрания Франции, верхней палаты французского парламента.

Ширак не раз повторял, что война в Ираке не ослабит, а, напротив, укрепит международный терроризм. Он продолжает настаивать, что США недооценивают угрозу, которую военная операция создаст для стабильности во всем Ближневосточном регионе.

Высшие чины Министерства обороны Франции рассказывают, что в последнее время Ширак нередко вспоминает свою службу в Алжире. В 1955 - 1957 гг., во время кровавой и неудачной попытки Франции справиться с алжирским национально-освободительным движением, Ширак служил там командиром взвода. "Он убеждает французских генералов, что американцы не представляют себе, во что они ввязываются, что они не представляют себе, что значит воевать с обозленными мусульманами", - вспоминает один из сотрудников министерства.

Франция испытывает опасения и по поводу собственной безопасности. С начала 90-х она нередко становилась объектом активности террористов, главным образом алжирцев. Кроме того, Шираку приходится считаться с проживающими в стране мусульманами, а это приблизительно 5 млн человек - 8% населения. Все они яростно протестуют против любой войны в Ираке.

Можно ли рассчитывать на то, что Ширак сломается? По подсчетам французских чиновников, сегодня миротворческие устремления Франции поддерживают 11 из 15 членов Совета Безопасности. Правда, они признают, что в ближайшие дни США и Великобритания проведут серьезную работу, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу.

На протяжении долгих лет Франция не раз меняла свою позицию в отношении Ирака, а сам Ширак за 40 лет своей политической карьеры успел прославиться способностью резко менять свои взгляды. Эти наблюдения послужили благодатной почвой для появления целого ряда умозаключений о том, почему Ширак решил сейчас встать на пути президента Буша. Объяснение первое - экономическое. Париж стремится вернуть себе более $2 млрд, которые задолжало ему правительство Хусейна, и защитить интересы французского нефтяного гиганта TotalFinaElf, владеющего двумя контрактами на разработку иракских нефтяных месторождений. Французские политики утверждают, что давно поставили крест на $2 млрд, а TotalFinaElf не сможет заниматься нефтяным бизнесом с Багдадом, пока в отношении Ирака будут действовать санкции ООН. Другое объяснение - личного характера: Шираку попросту не нравится Буш. Это утверждение в Париже категорически отвергают.

Шираку хватило осторожности оставить себе путь для отступления и достижения компромисса с Соединенными Штатами. В ходе полемики он неизменно повторял, что использование военной силы - это мера, на которую придется пойти, если Ирак не пожелает разоружиться мирным путем. Среди сторонников Ширака есть те, кто считает, что, если возникнет угроза серьезно испортить отношения с Вашингтоном, французский президент пойдет на уступки. "Все, что нам надо, - это еще несколько недель работы инспекторов, - сказал в минувшие выходные один из высокопоставленных политиков правящей правоцентристской коалиции. - Это просто вопрос сохранения лица".

Ширак пользуется поддержкой значительной части европейской общественности. По результатам опросов, его антивоенную позицию поддерживают около 80% французов.

Ширак родился в Париже в 1932 г. Учась в лицее, он некоторое время подрабатывал, торгуя газетами французской компартии. В 20 лет он отправился в США, где работал в компании Howard Johnson\'s, после чего на всю жизнь полюбил американские стейк-хаусы - рестораны, специализирующиеся на мясных блюдах, - и стал предпочитать пиво вину.

Восхождение к вершинам власти он начал подобно большинству французских политиков послевоенных лет: поступил в элитное учебное заведение - Национальную школу администрирования. К 30 он получил первую должность в правительстве, а в 42 был назначен на пост премьер-министра. В 60-е гг. Ширак, вдохновленный примером своего кумира Шарля де Голля, который сумел возродить национальную гордость французов после Второй мировой войны, основал собственную партию.

Ширак всегда был уступчивым и прагматичным. На своем долгом и тяжелом пути к президентскому посту он дважды терпел поражение и вызвал нарекания во Франции за многочисленные политические зигзаги. В телевизионном шоу, высмеивающем французских политиков (прообраз программы "Куклы"), представляющая его кукла зовется Суперлжецом.

В 1995 г. он добился президентства, совершив вираж влево и пообещав сократить разрыв между богатыми и бедными во Франции.

В прошлом году он свернул вправо, выступая под лозунгами укрепления законности и правопорядка. Затем, оказавшись лицом к лицу с ультранационалистом Жан-Мари Ле Пеном, он принял позу защитника французских демократических традиций. Ширак одержал убедительную победу, набрав 82% голосов, но получил в схватке немало синяков. Накануне предвыборной кампании его обвиняли в том, что в бытность мэром Парижа он использовал городские финансы в интересах своей партии. Расследование было прекращено после решения суда, что он обладает иммунитетом на время занятия президентского поста.

Тем временем Францию и другие европейские страны стало беспокоить бесцеремонное, по их мнению, поведение США, уверенных в своем могуществе и не желавших советоваться с союзниками. В прошлом июне администрация Буша обнародовала новую стратегическую доктрину, допускающую нанесение превентивных ударов по источникам потенциальной опасности для США - если надо, даже без одобрения Совета Безопасности ООН. По словам источника, близкого к президенту Франции, Ширак был "в ужасе" от такого поворота: в результате другие страны могут также решить, что вправе вести превентивные войны. Многие французские политики полагают, что стремление помешать США переписывать по своему усмотрению правила международных отношений в представлении Ширака отвечает стратегическим интересам Франции.

В Европе попытка Франции и Германии взять под контроль европейскую внешнюю политику вызвала реакцию отторжения. В прошлом месяце лидеры Испании, Великобритании и Италии привлекли глав государств и правительств еще пяти стран и опубликовали совместное заявление в поддержку американской политики в Ираке. Цель заявления - показать, что Франция и Германия не говорят от имени Европы и не заправляют в ней. Это заявление вызвало во Франции раздражение.

Последней каплей, кажется, стало опубликованное 5 февраля второе заявление в поддержку США, подписанное так называемой Вильнюсской группой, состоящей из 10 восточноевропейских стран. Это заявление должно было показать, что Франция и Германия находятся в изоляции. Ширак решил, что участники Вильнюсской группы действовали по наущению США. Источник, близкий к французскому президенту, говорит, что Ширак был огорчен и рассержен, поскольку подписавшие страны - все кандидаты на членство в ЕС - подрывали французские попытки проводить единую внешнюю политику Евросоюза еще до того, как были в него приняты.

"Они должны понять, что это еще и политический союз, а не только источник экономической помощи", - говорит источник, близкий к Шираку. (WSJ, 18. 02. 2003, Екатерина Кудашкина, Игорь Федюкин)