Автоконцерны под подозрением


Европейские антимонопольные органы начали масштабную проверку автомобилестроительных концернов. Ее цель - выяснить, не пытаются ли автопроизводители помешать покупателям приобретать их машины на более дешевых рынках Европы.

Первой жертвой европейских антимонопольных комиссаров стала французская Peugeot-Citroen. На прошлой неделе проверяющие совершили рейд и произвели выемку документов в офисах компании и ее дилеров во Франции, Германии, Нидерландах и Дании. Об этом сообщил представитель Еврокомиссии Тилман Людер. "Мы хотим удостовериться, что покупатели в Германии [и Франции], где цены очень высоки, [могут купить машины] в Дании и Нидерландах, где цены ниже", - поясняет Людер.

На этой неделе Peugeot-Citroen подтвердила факт проверки ее офисов. Однако представители компании высказали уверенность в том, что никаких существенных штрафных санкций в ее адрес по результатам рейда не последует.

По словам Людера, проверка Peugeot-Citroen - это лишь начало крупномасштабной проверки европейских автомобилестроителей. "Она [проверка] не является единичным случаем", - заверил Людер. Впрочем, добавил он, говорить о санкциях в отношении Peugeot "было бы несколько преждевременно". Цены на автомобили на рынках европейских стран разнятся: производители обычно устанавливают более высокие цены на свою продукцию на родине и в странах с низкими налогами на покупку автомобилей. При этом Еврокомиссия уверена, что автоконцерны стараются помешать покупателям заказывать более дешевые автомобили за границей, оказывая воздействие на своих дилеров.

Несколько лет назад за подобные действия штрафам были подвергнуты Volkswagen и DaimlerChrysler: соответственно, в январе 1998 г. и октябре 2001 г. они были оштрафованы на 102 млн евро ($108,8 млн) и 72 млн евро ($76,8 млн).

Для борьбы с подобными правонарушениями Еврокомиссия разработала новые правила, направленные на либерализацию европейского авторынка, которые вступают в силу уже в октябре. Они, в частности, разрешают дилерам торговать автомобилями разных марок; при этом продажи никак не увязаны с оказанием последующего сервиса, против чего возражают производители.

У регуляторов есть основания полагать, что автомобилестроители предпримут попытки сорвать реформу. На недавней автомобильной конференции в Брюсселе европейский комиссар по антимонопольной политике Марио Монти пожаловался, что автопроизводители оказывают чудовищное сопротивление. Например, доставка автомобиля, заказанного покупателем за границей, нередко занимает несколько месяцев. "К сожалению, тенденция к увеличению задержек подобного рода, похоже, набирает силу", - сетует Монти.

Тем не менее комиссар настроен на победу. "Там, где мы обнаружим проблему, мы должны будем действовать со всей решительностью для навязывания этих правил [по либерализации рынка]", - предупреждает Монти. (WSJ, 7. 04,2003, Владимир Волков)