Цифровая музыка Apple


Компания Apple Computer планирует выйти на рынок цифровой музыки. По инициативе главы корпорации Стива Джобса компания организует собственную службу онлайнового распространения музыкальных файлов.

Долгое время Apple была печально известна в звукозаписывающей индустрии своим лозунгом "Скопируй, скомпонуй, запиши", который воспринимался как поощрение пиратства. Но теперь имидж корпорации кардинально меняется. Ее онлайновая служба будет на легальных основаниях предлагать клиентам записи, полученные по лицензии пяти ведущих звукозаписывающих компаний мира.

Новая служба начнет действовать в ближайшие недели. Она будет тесно интегрирована с мультимедийным проигрывателем iTunes производства Apple - владельцы компьютеров Macintosh уже давно используют эту программу для каталогизации и воспроизведения файлов в формате MP3. Apple отказалась от схемы распространения музыки на основе подписки, вместо этого абоненты смогут делать заказы на отдельные песни. Стоимость одной записи будет составлять порядка $1.

Источники, знакомые с проектом, утверждают, что онлайновая служба Apple будет более дружественной по отношению к клиенту, чем большинство существующих музыкальных служб такого рода. Процедура покупки записи и переноса ее, скажем, на устройство Apple iPod должна быть очень простой. Правда, доступна она будет лишь пользователям компьютеров Macintosh, а на них приходится всего 5% мирового рынка. Наличие собственной музыкальной службы позволит компании Джобса заполнить весьма ощутимую брешь в бизнесе Macintosh: наиболее известные на сегодня платные системы распространения цифровых записей, включая Pressplay, MusicNet и Rhapsody, не поддерживают программное обеспечение Apple.

Apple долгое время позиционировала свои продукты как инструменты для бесплатного получения мультимедийных записей и сохранения их на компакт-дисках. С точки зрения медиа-корпораций, это фактически означало поощрение пиратства. В свою очередь, Джобс неоднократно критиковал принадлежащие грандам звукозаписи платные онлайновые службы за неудобство и сложность использования. Разумеется, Джобсу, как и организаторам других платных музыкальных служб, придется вести нелегкую конкуренцию с сетями бесплатного обмена файлами в Интернете, например с Kazaa (www.kazaa.com) и Morpheus (www.morpheus.com). Хотя Apple предлагает своим клиентам лицензионно чистые записи, ее ассортимент будет заведомо более скромным, чем у онлайновых "пиратских базаров".

Кроме того, сильна конкуренция и между самими платными музыкальными службами. MusicNet и Pressplay используют схему платной подписки, при которой клиенты получают доступ к неограниченному ассортименту записей, а также возможность записывать некоторые песни на компакт-диск. Однако многие критикуют эти службы за неуклюжесть и ограниченность выбора (к примеру, в предлагаемых коллекциях нет произведений Beatles). Интерес Apple к музыкальному бизнесу заставил руководителей Universal Music Group (звукозаписывающее подразделение Vivendi Universal) обратиться к компьютерной компании с предложением инвестировать в подразделение около $1,5 млрд или напрямую выкупить его у Vivendi. Последняя сейчас избавляется от части медиа-активов, чтобы сократить долг. Неясно, насколько серьезными были переговоры (по словам источников, знакомых с ситуацией, руководители Universal Music забрасывали удочки и в другие компании, например Microsoft), но они вряд ли продолжатся: предложение Universal Music не заинтересовало Apple. (WSJ, 14. 04. 2003, Александр Сафин)