Музыкальная терапия


До недавнего времени один из создателей Apple Computer Стив Джобс занимался художественными проектами только на стороне, за пределами родной корпорации. Но недавно компания объявила о создании собственной платной онлайновой службы по распространению цифровых аудиозаписей - теперь Джобс делает ставку именно на это направление.

Для компьютерной компании торговля музыкальной продукцией стала кардинально новым направлением, однако Джобс, генеральный директор Apple, и раньше был не чужд миру искусств - даже внешне этот 48-летний менеджер, традиционно одевающийся в джинсы и черный свитер, больше похож на художника, чем на главу крупной высокотехнологичной компании. В последние два года Apple активно развивала технологии, ориентированные на обработку цифровых изображений, музыкальных записей и видеоклипов. Теперь компания, компьютерный бизнес которой переживает не лучшие времена, возлагает особые надежды на новую мультимедийную службу, получившую название iTunes Music Store.

Джобс, ставший одним из основателей Apple, когда ему был 21 год, считается в отрасли "визионером" и вечным новатором. Именно по его инициативе массовые компьютеры впервые были оснащены функциями, которые сегодня превратились в стандарт, например мышь и многооконный графический интерфейс, использующий иерархическую систему меню и экранные значки. Однако в 1985 г. в совете директоров Apple произошел переворот, инициатором которого стал тогдашний генеральный директор Джон Скалли, и Джобсу пришлось покинуть созданную им корпорацию.

В том же году изгнанник основал новую компанию, NeXT Software, которая разработала весьма перспективные технологии и впоследствии была куплена Apple за $430 млн. В 1986 г. Джобс приобрел компьютерное подразделение компании Джорджа Лукаса Lucasfilm, превратившееся затем в компанию Pixar Animation Studios. Эта компания, специализирующаяся на компьютерной анимации, революционизировала мультипликационное кино.

В 1997 г. Джобс вернулся в Apple, оставаясь при этом главой Pixar. Доля Apple на рынке персональных компьютеров стремительно сокращалась, и Джобс принял ряд радикальных мер для спасения компании. Продуктовая линейка Apple была упрощена, в то же время в производство были запущены новые модели, отличающиеся необычным дизайном, в частности разноцветные компьютеры iMac. В конце 1990-х в Apple создается подразделение программного обеспечения, выпускающее серию так называемых i-приложений для работы с цифровым контентом, например программу для редактирования и монтажа видеоклипов iMovie. Поначалу предпринятые Джобсом шаги приносили успех, но в 2000 г., когда отрасль вступила в фазу рецессии, Apple впервые за три года зафиксировала убыток. Если в начале 1990-х доля компании на рынке персональных компьютеров составляла порядка 10%, то сейчас она уменьшилась до 2,3%.

Между тем в 2000 г. стал очевиден огромный потенциал бизнеса, связанного с онлайновым обменом музыкальными записями. Служба Napster, предлагавшая бесплатный обмен записями, пользовалась колоссальной популярностью. Это привлекло внимание руководителей Apple - компания сфокусировала усилия на разработке музыкальной программы iTunes и цифрового плейера iPod. Оба продукта увидели свет в 2001 г. Тогда же Apple провозгласила лозунг "Скопируй, скомпонуй, запиши на компакт-диск" (все соответствующие функции имеются в компьютерах iMac). Этот лозунг вызвал резкий протест у издателей музыкальной продукции, обвинивших Apple в поощрении цифрового пиратства.

Между тем новая музыкальная служба Apple в отличие от прекратившей существование Napster и продолжающих действовать Kazaa и Morpheus предлагает лишь лицензионно чистые записи. При этом Джобсу приходится считаться и с конкуренцией со стороны онлайновых служб, организованных самими обладателями авторских прав на записи, например с pressplay, Rhapsody и MusicNet. По словам руководителя Apple, служба iTunes Music Store будет отличаться от остальных удобством и простотой использования, обеспечивая при этом достаточно широкий ассортимент записей и определенную защиту от незаконного копирования.

Записи, приобретаемые пользователями iTunes Music Store, предназначены для прослушивания с помощью программы iTunes. Стоимость одного клипа составляет около $1, целый альбом можно приобрети примерно за $10. Предусмотрена запись клипов на устройство iPod или на компакт-диск. Средства защиты затрудняют перенос записей с одного компьютера Macintosh на другой, однако Джобс предупреждает, что 100% -но надежных средств защиты не существует.

Чтобы сделать свою службу максимально привлекательной для клиентов, Apple заключила договоры со множеством исполнителей и издателей. В некоторых случаях Джобсу пришлось применить для этого изрядное дипломатическое искусство. В частности, руководитель Apple потратил немало усилий, чтобы добиться согласия на сотрудничество у музыкантов из группы Eagles. В прошлом Eagles никогда не предоставляли свои композиции онлайновым музыкальным службам. "Я отказывал всем представителям подобных служб, - говорит менеджер группы Ирвинг Азофф. - Но эти службы мне не нравились, а проект Apple произвел очень хорошее впечатление". Надо сказать, что Джобс лично демонстрировал Азоффу возможности своей службы.

Помимо произведений Eagles в ассортименте музыкальной службы Apple есть и другие "эксклюзивные" записи, недоступные на других онлайновых службах, в том числе композиции популярной группы No Doubt. Однако жесткая привязка iTunes к платформе Macintosh существенно ограничивает популярность новой службы. "Владельцы Macintosh составляют 3 - 5% всех пользователей персональных компьютеров, поэтому мы будем претендовать на остальные 95% ", - говорит Роб Глейзер, генеральный директор компании RealNetworks, которая недавно согласилась приобрести у Listen.com онлайновую службу Rhapsody. Амбициозные планы строит и компания America Online, также организовавшая онлайновую продажу аудиозаписей.

И все же аналитики отмечают, что шансы Джобса на успех достаточно высоки. Важно, что руководителю Apple удалось растопить лед в отношениях со звукозаписывающими компаниями и в какой-то мере избавиться от репутации покровителя пиратов. Джобс лично приглашал многих магнатов звукозаписывающей отрасли в штаб-квартиру Apple в калифорнийском городе Купертино. Там он собственноручно демонстрировал гостям возможности своей онлайновой службы. Одним из результатов этих встреч стало существенное улучшение отношений между Apple и корпорацией Walt Disney, руководство которой недавно очень резко критиковало политику Джобса. (WSJ, 25. 04. 2003, Александр Сафин)