ConocoPhillips сбрасывает активы


ConocoPhillips согласилась продать сеть автомобильных заправок и магазинов при них канадской Alimentation Couche-Tard. Стоимость сделки составит $821 млн. Таким образом, Alimentation Couche-Tard сможет расширить свой розничный бизнес, а ConocoPhillips оставит в своем распоряжении лишь наиболее доходные заправки в центральных и западных штатах США.

ConocoPhillips - шестая в мире компания по объему запасов и добычи нефти и газа. В 2002 г. оборот компании составил $57,2 млрд.

Оборот Alimentation Couche-Tard в 2002 г. составил $3,37 млрд, чистая прибыль - $66,2 млн.

Продажа бизнеса - важная часть плана ConocoPhillips по реструктуризации компании и избавлению от лишних активов. До конца года компания собирается "сбросить" на $1,3 млрд лишних активов. Все они достались Conoco в прошлом году после слияния с компанией Phillips. Одна из целей продажи - сократить долг компании, сегодня составляющий $18,9 млрд. В рамках программы планируется также сократить число сотрудников компании по всему миру на 31% с 55 800 до 33 400.

По условиям сделки, которая должна быть завершена до конца года, американская компания передаст канадской вместе с товарным знаком 1663 магазина Circle K в 16 штатах и франшизы еще на 350 торговых точек. Большинство из них находятся на юге и западе США, в первую очередь в Аризоне и Флориде. По словам представителей Couche-Tard, автозаправки работают при 86% магазинов Circle K.

По оценке аналитика Deutsche Bank Джей-Джей Трейнора, ConocoPhillips осталось продать еще около 500 торговых точек. Компания сообщила, что собирается оставить себе приблизительно 350 точек, располагающихся в основном в центральных штатах и на западе США, где цены на бензин и, соответственно, доходы выше. По словам представителей компании, она будет наиболее активно продвигать на рынке бензин, который продается по более чем 10 000 контрактов с автозаправками, не входящими в ее структуру. Помимо Circle K компания продает свою продукцию под марками Conoco и Phillips 66 и 76.

Покупка брэнда Circle K знаменует усиление экспансии Alimentation Couche-Tard на американском рынке. В предыдущем финансовом году монреальская фирма купила сеть супермаркетов Dairy Mart Convenience Stores, таким образом число ее магазинов на северо-западе США достигло 639. С покупкой Circle K компания станет владельцем четвертой по величине сети небольших супермаркетов в Северной Америке - 4630 магазинов в США и Канаде.

По условиям сделки Alimentation Couche-Tard возьмет на себя обязательства по долгам сети в $9,1 млн. Чтобы расплатиться с ConocoPhillips за Circle K, канадская компания выпустит облигации на $166 млн и возьмет кредиты в банках.

"[Сделка] была широко афиширована, - говорит аналитик компании Bear Stearns & Co Фредерик Лейффер. - Компания открыто говорила о том, что собирается делать, и мне кажется, что она готова выплатить часть долга в соответствии со своими заявлениями". (WSJ, 7. 10. 2003, Кирилл Корюкин)