"Нас просто задушили"


ПЕКИН - Иностранные компании, работающие в Китае, столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны китайских производителей. Руководители зарубежных корпораций вспоминают середину 90-х как золотое время, когда их продукция была для китайского потребителя в диковинку, а достойной конкуренции практически не было.

Теперь же конкурентная борьба на китайском рынке достигла такого накала, что из обосновавшихся в Китае иностранных компаний выдержать ее смогут разве что крупные транснациональные корпорации.

В начале нынешнего года банк Merrill Lynch опубликовал доклад, в котором говорится, что из-за усилившейся на китайском рынке конкурентной борьбы у многих иностранных компаний отмечается снижение нормы прибыли. "Это самый конкурентный рынок в мире, - говорит Жорж Дево, директор пекинского отделения консалтинговой компании McKinsey & Co. - Число сильных игроков, как иностранных, так и китайских, очень велико! " В результате более мелкие иностранные компании с рынка вытесняются - даже если они пришли в Китай в числе первых. В этом отношении показателен пример американской Great Lakes.

Эта компания появилась на китайском рынке в 1993 г. , собираясь торговать 100% -ным фруктовым соком. В то время китайцы пили так называемый фруктовый чай - напиток из фруктового сока с мякотью и загустителем в виде картофельного крахмала.

В 1995 г. Great Lakes вышла на прибыльность. В 1997 г. компания стала расширяться, вложив $4 млн в телевизионную рекламу и начав продавать свой товар в 26 городах по всей стране. Однако именно в это время на китайском рынке потребительских товаров начали происходить быстрые перемены. С одной стороны, появилась и стала усиливаться конкуренция со стороны китайских производителей, которые стали поставлять на рынок товары того же качества, что и иностранные производители, но вдвое дешевле. А с другой - начали стремительно развиваться супермаркеты и расти стоимость аренды торговых площадей.

Сегодняшний Китай являет собой самый яркий в мире пример эффективности капиталистической модели. Если тот или иной продукт оказывается популярным, местные компании приложат все усилия, чтобы вывести его на национальный рынок. Конкуренты внимательно наблюдают за действиями друг друга и молниеносно реагируют на любые изменения.

Скажем, перелом на рынке соков произошел в 2001 г. , когда три компании - Tingyi Holding и Uni-President Enterprises из Гонконга, а вместе с ними и Coca-Cola - запустили фруктовые напитки с 10% -ным содержанием сока и по цене в два раза ниже, чем 100% -ный фруктовый сок. За последние два года компании Great Lakes пришлось снизить цены на 40%.

В прошлом 2002 г. , по информации маркетинговой компании Gung Ho Intelligence, продажи соков и нектаров составили в Китае $1,4 млрд - на 40% больше, чем в 2001 г.

"Мы думали, что, производя высококачественный продукт, оградим себя от посягательств со стороны конкурентов, - рассказывает президент Great Lakes Пол Раш. - Однако мы еще не успели набрать необходимых объемов производства и продаж, когда на рынке появились китайские компании, которые нас просто задушили".

Сейчас продажи этой компании составляют порядка $10 млн в год. При этом ее конкурент, китайская корпорация Tingyi, которая занимает позицию номер два, контролирует 20% рынка объемом более $1 млрд, в то время как лидером рынка является китайская же Uni-President. (WSJ, 15. 10. 2003, Екатерина Кудашкина)