Tesco покоряет Центральную Европу


ЛОНДОН - Лидер британской продовольственной розницы сеть супермаркетов Tesco в последние годы укрепила свои позиции на внутреннем рынке и отправилась на покорение Центральной Европы. Сегодня британская компания владеет крупнейшими сетями гипермаркетов в Венгрии, Польше и Словакии.

На сегодняшний день Tesco инвестировала более 1,5 млрд фунтов ($2,7 млрд) в четыре центральноевропейских рынка: Чехию, Венгрию, Польшу и Словакию. Более того, британская компания продолжает ежегодно вкладывать в развитие своего бизнеса в этих странах более чем по 250 млн фунтов ($455 млн). На сегодня число сотрудников Tesco, работающих на упомянутых рынках, насчитывает 38 000 человек, и, таким образом, британская компания стала крупнейшим частным работодателем в этом регионе.

В Центральную Европу Tesco пришла с опозданием. Ее опередили многие конкуренты, в том числе голландская сеть супермаркетов Ahold и германская сеть магазинов cash & carry Metro. Соперники не сомневались, что на континенте британской компании придется нелегко: она привыкла работать в формате супермаркетов, в то время как, по данным многочисленных исследований и опросов, в Центральной Европе популярнее гипермаркеты.

Тем не менее Tesco удалось прочно обосноваться на центральноевропейских рынках. Сначала компания скупала там супермаркеты и давала им свое имя, а затем инвестировала крупные средства в создание гипермаркетов Tesco.

В Польше главным приобретением компании стала покупка в 1995 г. сети супермаркетов Savia, работающих в самом богатом регионе страны - Силезии. В Польше Tesco пришлось особенно трудно из-за жестокой конкуренции со стороны других западных компаний. Тем не менее в прошлом году британцам удалось вырваться вперед за счет покупки 13 гипермаркетов у германской HIT.

Дэвид Рейд, заместитель председателя совета директоров компании, отвечающий за международные операции, рассказывает, что сегодня Tesco занимает лидирующие позиции на рынке гипермаркетов в Венгрии, Польше и Словакии, а в Чехии уступает только Ahold, которой принадлежит сеть Hypernova.

Сегодня в Tesco изучают возможности выхода на другие рынки региона, в том числе в Румынию и Болгарию. Кроме того, компания внимательно следит за стремительно изменяющейся ситуацией на российском рынке. Не так давно Tesco объявила о покупке турецкой сети супермаркетов Kipa за 75 млн фунтов ($136 млн).

Впрочем, по словам Рейда, приоритетное значение остается все же за расширением операций на освоенных рынках, где в дополнение к существующим 105 магазинам компания планирует открывать в год по 20 новых.

На сегодня операции на зарубежных рынках, в том числе в Ирландии, Центральной Европе и Восточной Азии, обеспечивают Tesco около 20% совокупного объема продаж и 15% операционной прибыли. Рейд полагает, что по мере увеличения отдачи от инвестиций прибыльность зарубежных операций будет расти. На прошлой неделе компания заявила, что намерена инвестировать еще 810 млн фунтов ($1,5 млрд) в расширение своей деятельности за пределами Соединенного Королевства. (FT, 19. 01. 2004, Екатерина Кудашкина)