Без ответа


ВАШИНГТОН - Президент США Джордж Буш не рискнул вступить в заочную полемику с бывшим советником Белого дома Ричардом Кларком, обвинившим власти страны в халатности. По мнению Кларка, Буш и его команда не смогли адекватно оценить силы международных террористов и безосновательно развязали войну в Ираке. Вместо ответов на эти обвинения Буш предпочел повторить рассказ недельной давности об успехах США в борьбе с терроризмом. А подчиненные Буша объясняют, что Америка и не могла проводить другую политику.

На этой неделе в США выходит книга Кларка под названием "Против всех врагов". В ней экс-чиновник утверждает, что администрация США игнорировала все сигналы и призывы более активно бороться с "Аль-Каидой", недооценила степень террористической угрозы, а затем развязала "дорогостоящую и ненужную войну в Ираке, которая укрепила фундаменталистские радикально-исламистские террористические режимы во всем мире".

Нынешние чиновники Белого дома не спешат оправдываться. Вчера на слушаниях национальной комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября в ответ на вопрос о том, что он может сказать в связи с обвинениями Кларка, Буш лишь повторил то, что уже говорил неделю назад об успехах США в борьбе с мировым терроризмом. "Мы поймали или уничтожили две трети из известных нам руководителей "Аль-Каиды" и ищем остальных, - заявил Буш. - Мы будем продолжать охотиться за ними все время, пока я буду президентом Соединенных Штатов. Мы добились успеха. Еще многое надо сделать. Страна продолжит охоту". При этом, сказал Буш, если бы он знал о сентябрьских терактах заранее, то действовал бы более решительно. "[Директор ЦРУ] Джордж Тенет регулярно информировал меня о террористической угрозе в отношении США, и если бы у моей администрации появилась информация, что 11 сентября террористы планируют теракт в Нью-Йорке, мы бы приняли меры", - заверил членов комиссии Буш.

В свою очередь, госсекретарь США Колин Пауэлл обвинил Кларка в предвзятости и в неверном изложении фактов - по словам Пауэлла, администрация не игнорировала предупреждения, которые делал Кларк, а сам он, оказавшись в Белом доме, вовсе не "первым делом запросил данные по борьбе с терроризмом", как экс-чиновник утверждает в своей книге. Кроме того, объяснил Пауэлл, в начале 2001 г. правительство Буша было просто не готово осуществлять стратегию возмездия в отношении террористов по принципу "око за око", поскольку предшественники из администрации Билла Клинтона не оставили никакого "плана действий" и Бушу с командой пришлось составлять его самостоятельно. "Мы стремились выйти за рамки обычной политики сдерживания, уголовного преследования террористов и ограниченных акций возмездия за теракты, - заверил Пауэлл. - Мы стремились к тому, чтобы уничтожить "Аль-Каиду".

На замечание комиссии, что правительства Клинтона и Буша проводили неверную политику, пытаясь дипломатическим путем убедить афганских талибов выдать бен Ладена, министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил, что в начале 2001 г. было невозможно заручиться поддержкой международного сообщества для нанесения военного удара по Афганистану. "Только представьте себе, какой поднялся бы крик, если бы американский президент предложил начать упреждающую военную операцию в Афганистане до событий 11 сентября [2001 г. ]", - сказал он. (FT, 24. 03. 2004, Екатерина Кудашкина)