Отступные в 164 млн евро


Эмилио Ботин предстанет перед судом за нецелевое расходование средств возглавляемого им крупнейшего банка Испании Banco Santander Central Hispano (SCH). Чтобы разрешить конфликт в руководстве, Ботин организовал выплату вознаграждения своим конкурентам в 164 млн евро ($195 млн) , после чего они покинули банк.

Тереса Паласьос, судья Мадридского высокого суда, постановила, что 69-летний Эмилио Ботин, председатель совета директоров SCH, должен предстать перед судом по обвинению в растрате средств и безответственном управлении. Вместе с Ботином обвиняются бывший сопредседатель совета директоров Хосе Мария Амусатеги и бывший генеральный директор Анхель Коркостеги, получившие от Ботина отступные. До суда Паласьос отпустила всех троих под залог в 164 млн евро. В случае вынесения обвинительного приговора им грозит от четырех до шести лет тюремного заключения.

Обвинительный приговор может нанести значительный удар по репутации SCH, занимающего 13-е место в мире по рыночной капитализации (более $53 млрд). Семья Ботина управляла банком со времени его основания в 1857 г. После того как в 1986 г. Ботин сменил отца на посту руководителя, он превратил Banco Santander из небольшого банка в бесспорного национального лидера.

После слияния Banco Santander с Banco Central Hispano Americano в 1999 г. Ботин и Амусатеги, председатель совета директоров второго банка, стали сопредседателями совета директоров объединенного SCH. Пост гендиректора занял Коркостеги. По условиям соглашения, Амусатеги и Ботин должны были уйти на пенсию в 72 года, т. е. в 2002 г. и 2007 г. соответственно. Амусатеги, однако, неожиданно ушел в отставку в августе 2001 г. , а еще через полгода ушел и Коркостеги, оставив оперативное управление банком на Ботина. Через несколько месяцев испанские газеты опубликовали информацию о том, что Амусатеги получил при уходе из SCH компенсационный пакет в 56 млн евро ($67 млн) , а Коркостеги - более 108 млн евро ($128 млн).

Обвинения против руководства SCH выдвинули акционеры банка Хуан Франциско Франко и Рафаэль Перес Эсколар, бывший топ-менеджер Banco Espanol de Credo (Banesto). Они уже 26 раз подавали иски против руководства SCH после того, как в 1994 г. Центральный банк Испании помог Banco Santander приобрести Banesto, находившийся на краю банкротства.

Истцы утверждают, что Ботин использовал деньги акционеров в качестве вознаграждения за уход Амусатеги и Коркостеги. "Просто возмутительно, что эти трое договорились о слиянии банков, а затем решили выплатить огромные компенсационные пакеты за счет средств акционеров, - говорит Франко. - Ботин купил себе контроль над банком с самого начала". SCH отрицает обвинения. В заявлении банка говорится, что выплаты были сделаны в соответствии с уставом банка и одобрены советом директоров и собранием акционеров.

SCH подготовился к худшему: в 2002 г. заместителем председателя совета директоров был назначен Хайме Ботин, брат Эмилио. Эмилио Ботину между тем грозит судебное разбирательство по обвинению в налоговых махинациях и фальсификации документов при привлечении банком сбережений населения в конце 1980-х гг. (WSJ, 28. 04. 2004, Дмитрий Говоров)