Атака на дискаунтеров


Во вторник Ryanair сообщила, что в завершившемся в марте 2003–2004 финансовом году ее чистая прибыль снизилась на 14% до 206,6 млн евро. При этом компания впервые за свою историю получила убыток в последнем отчетном квартале в размере 3,3 млн евро. Однако гендиректор Ryanair Майкл О’Лири заявил, что его компания продолжит снижать цены на билеты. На летний, наиболее прибыльный для Ryanair сезон дискаунтер снижает цены на билеты на 5–7%. Если цены можно будет сохранить на этом уровне в течение всего наступившего финансового года, то, по прогнозу О’Лири, прибыль компании сохранится на прежнем уровне благодаря сокращению издержек. Однако он отметил, что строить прогнозы на предмет уровня цен сложно из-за высоких цен на топливо, усиливающейся конкуренции и опасений терактов.

Но Ryanair готова пойти в ближайшее время и на более резкое снижение тарифов и прибыли и даже получить убытки, чтобы уничтожить конкурентов, имеющих большие, чем она, издержки. По прогнозу Ryanair, многие авиакомпании-дискаунтеры разорятся и на европейском рынке останется только один-два крупных игрока. “Если мы потеряем деньги в последнем квартале, то другим останется только застрелиться, – прогнозирует О’Лири. – Зимой […] кто-то обанкротится”.

Однако дискаунтерам стоит опасаться не только Ryanair, но и “традиционных” авиакомпаний. Тем, кто собирается совершить путешествие этим летом по Европе, стоит обратить внимание на огромные скидки таких компаний, как British Airways и Air France-KLM на маршрутах, на которых они конкурируют с дискаунтерами. Перелет на British Airways из Лондона во французскую Ниццу и обратно обойдется в $55, в то время как у дискаунтера EasyJet такой билет стоит $60. Air France-KLM предлагает по уик-эндам перелет в оба конца между двумя любыми городами стран Евросоюза за $76.

По словам авиационного аналитика Salomon Smith Barney Эндрю Лайта, первой в этом направлении пару лет назад начала действовать British Airways, однако и другие традиционные авиаперевозчики подхватили это начинание в прошлом году. “Все они теперь вынуждены продавать билеты намного дешевле”, – говорит он. “Когда низкобюджетные перевозчики конкурируют с нами и мы проигрываем им не на одном-двух рынках, а на очень многих, мы вынуждены противостоять им, – говорит представитель British Airways Джон Лампл. – Сейчас очень часто наши дисконтные тарифы сопоставимы или ниже, чем цены EasyJet и Ryanair”.

Air France-KLM ответила на агрессивную конкуренцию со стороны EasyJet на многих маршрутах, предложив более низкие цены для путешествующих бизнес-классом. “Цены Air France-KLM дошли до самого низкого уровня”, – говорит Фредерик Гонно, директор компании по развитию продуктов и качества. Тем не менее цены Ryanair по-прежнему остаются самыми низкими, а тарифы крупных перевозчиков в целом будут выше, чем у дискаунтеров, из-за больших издержек. Но преимуществом традиционных авиакомпаний остается комфорт и высокое качество обслуживания, которые не могут предоставить дискаунтеры. “Если вы заботитесь о себе, вы заботитесь о своем удобстве”, – говорит Гонно. (WSJ, 2.06.2004, Олег Митяев)