$1,5 трлн впустую


Мэр города Фрайзинг, расположенного к северу от Мюнхена, Манфред Поинтнер сетует, что за последние три года уровень безработицы в городе увеличился вдвое до 3,9%. Однако это один из самых низких показателей в Германии, а по уровню благосостояния Фрайзинг превышает многие более крупные поселения.

В Вайссвассере, городе таких же размеров на границе с Польшей, безработица в мае достигла 24,6%. После объединения Германии его население сократилось более чем на треть, а экономика балансирует на грани краха. “Здесь нечего делать, и никаких перемен к лучшему не предвидится”, – говорит безработная Гизела Крель. Ей 50 лет, по специальности она бухгалтер и уже долго не может найти работу.

Несмотря на политическое воссоединение страны, экономики двух ее частей – восточной и западной – до сих пор функционируют как в двух разных государствах. За 15 лет, прошедших после падения Берлинской стены, правительство Германии инвестировало более 1,2 трлн евро ($1,47 трлн) в развитие инфраструктуры, программы социального обеспечения и другие проекты на территории бывшей ГДР, но ее экономика не вышла из кризиса. По данным ЦРУ, каждый год в восточные земли перекачивается по $70 млрд, однако в апреле 2004 г. уровень безработицы в восточной Германии составлял 18,8% – в два раза больше, чем в западных землях. Экономический рост бывшей ГДР резко замедлился еще 10 лет назад и с 2001 г. стабильно ниже, чем в западной части страны. Весь ВВП Германии последние два года растет примерно на 1% – по итогам 2002 г. он составлял $26 000 на душу населения. В прошлом году, по данным Национального бюро статистики Германии, ВВП составил 2,13 трлн евро ($2,62 трлн), безработица в апреле нынешнего года оценивалась в 10,7%.

В 1920-е гг. Вайссвассер был одним из крупнейших в мире центров стекольной промышленности. Позже в его окрестностях обнаружили уголь, и во второй половине XX в. город стал одним из основных центров энергетики в Восточной Германии. В 1960–1989 гг. его население увеличилось с 16 000 до 38 000 человек. Но после развала соцлагеря его промышленным предприятиям потребовалась существенная модернизация. В Вайссвассере в целях сохранения рентабельности с предприятий было уволено несколько тысяч человек. Однако необходимые инвестиции так и не пришли – инвесторов отпугивало, в частности, то, что город расположен в стороне от крупных шоссейных дорог, а с окружающим миром заводы были связаны только узкоколейкой. Из-за стремительного оттока населения девять из 14 школ Вайссвассера закроются к 2010 г. Железнодорожная компания Deutsche Bahn приватизировала свою ветку и продает станцию. Даже Dresdner Bank закрывает свое отделение в городе.

Фрайзинг, расположенный в непосредственной близости от расширяющегося мюнхенского аэропорта, по сравнению с восточным “братом” – райское место. Промышленность бурно развивается, из 10 крупнейших компаний города девять работают в нескольких секторах производства. За десять лет население выросло с 25 000 до 42 000 человек.

По мнению аналитика галльского IW Economics Institute Иоахима Рагница, у регионов, не привлекательных для инвесторов, нет другого выхода кроме как развивать туризм или сельское хозяйство. “А в Вайссвассере лучше не станет. Кто-то в нем останется, но это будут в основном люди старшего возраста, и их будет становиться все меньше”, – считает эксперт. (FT, 3.06.2004, Екатерина Кудашкина)