Чаще летать друг к другу


Сейчас согласно прежнему межправительственному соглашению от 1999 г. авиасообщение между двумя странами осуществляют четыре китайские и четыре американские авиакомпании. В совокупности авиакомпании каждой страны совершают по 54 рейса в неделю. Китайские авиаперевозчики могут летать в 12 городов США, а американские – в пять городов Китая. По новому соглашению, достигнутому в пятницу в Вашингтоне, через шесть лет по девять авиакомпаний каждой из стран будут летать через Тихий океан. До конца этого года США могут назвать одного нового грузоперевозчика, который сможет летать в Китай. А Китай, в свою очередь, может назначить одну новую пассажирскую либо грузовую компанию, которая начнет поддерживать сообщение с Соединенными Штатами. Затем каждая страна сможет добавлять по одному грузовому или пассажирскому авиаперевозчику в 2005, 2006, 2008 и 2010 гг.

Китай и США договорились, что их авиакомпании смогут совершать рейсы в любой город другой страны. Соглашение предусматривает, что к 2010 г. число еженедельных рейсов в каждую страну возрастет до 249. Из новых рейсов 111 придется на грузовые и 84 – на пассажирские. До конца этого года должно быть введено по 14 пассажирских и 21 грузовому рейсу с каждой стороны.

“Это соглашение признает крайне важную роль коммерческой авиации в стремительно развивающихся американо-китайских торговых отношениях, – подчеркивает министр транспорта США Норман Минета. – Оно представляет гигантский шаг по пути создания международной авиатранспортной системы, которая бы отвечала потребностям нового мирового рынка”. США – крупнейший импортер китайских товаров, а Китай – самый быстрорастущий экспортный рынок для США. Товарооборот между двумя странами скакнул в десятки раз – с $4,8 млрд в 1980 г. до $170 млрд в 2003 г. – несмотря на нынешний ограниченный объем авиасообщения.

В число американских компаний, летающих сейчас в Китай, входят United Airlines, Northwest Airlines и грузовые перевозчики FedEx и UPS. Грузовые перевозчики FedEx и UPS называют Китай своим регионом роста и собираются увеличивать присутствие в нем. Они намерены бороться за рейсы, которые будут введены до конца этого года, и создавать в Китае свои региональные центры, за что в 2007 г. они могут получить право полетов в Китай в режиме “свободного неба”. FedEx даже планирует перенести свой региональный центр на Филиппинах на юг Китая. Пассажирские авиакомпании American Airlines, Delta и Continental Airlines, которые имеют шанс получить доступ на рынок Китая в следующем году, уже заявили о таких намерениях. American Airlines, например, хочет осуществлять полеты между Чикаго и Шанхаем. (DJ, 18.06.2004, WSJ, 21.06.2004, Олег Митяев)