Черный ящик – в каждую машину


Пока на обязательном введении датчиков настаивают только общественные организации. Так, американский Совет по безопасности дорожного движения (NTSB) на этой неделе рекомендовал правительству потребовать установки черных ящиков на всех легковых и грузовых машинах. На большинстве новых машин, впрочем, обычно устанавливаются датчики, фиксирующие ДТП. Их главной функцией изначально было определять, сработала ли подушка безопасности до того, как произошла авария. Но более новые модели фиксируют гораздо большее количество информации, например на какой скорости ехала машина в момент торможения, были ли включены фары и был ли водитель пристегнут.

Сегодня, по оценкам американской администрации по безопасности движения (NHTSA), примерно 30 млн легковых и грузовых машин, ездящих по американским дорогам, оснащены датчиками, которые обычно являются частью системы, управляющей подушкой безопасности. Черными ящиками крохотные датчики названы по аналогии, они гораздо проще устройств, установленных на самолетах. Так, аудиозаписи переговоров в салоне автомобиля в них не предусмотрено. Тем не менее новые модели датчиков способны рассказать многое о том, что произошло с автомобилем за несколько секунд до аварии.

Различные датчики присутствуют в 90% моделей 1990 г., в том числе на всех машинах производства General Motors и большинстве автомобилей Ford. Ожидается, что в будущем году их число вырастет.

Датчики значительно отличаются друг от друга, и не существует стандартной технологии сбора информации, которую они фиксируют. Сотрудникам службы безопасности движения часто не удается определить причину ДТП на основе полученных данных. Поэтому NHTSA в прошлом месяце решила рекомендовать принятие единых стандартов для всех черных ящиков. По плану чиновников, к 2008 г. должна быть разработана модель датчика, которая сможет фиксировать 42 разных типа информации, на основании которой можно установить причину ДТП.

Новые правила также должны обязать автопроизводителей облегчить службам обеспечения безопасности движения доступ к датчикам и информировать владельцев машин о его наличии.

Сам регулятор не настаивает на обязательном введении устройства на всех машинах, так как в большинстве из них оно уже присутствует. Но NTSB, которая отслеживает статистику ДТП и дает рекомендации по повышению безопасности движения, считает, что, если стандарты не будут прописаны в законе, не будет гарантий, что датчики установят в каждой машине.

Между тем защитники прав потребителей уже высказывают опасения, что информация, записанная черными ящиками и предназначенная для властей, задача которых – обеспечение безопасности на дорогах, может попасть к третьим лицам. Это могут быть, например, страховщики или юристы, по каким-то причинам преследующие водителя. Пока, по словам представителя Института страховой информации, на размер ставок автострахования введение датчиков не повлияло.

Некоторые из американских штатов уже начали принимать законодательство, связанное с черными ящиками. В январе власти Калифорнии обязали производителей информировать владельцев автомобилей, выпущенных с лета 2004 г., о том, какая именно информация фиксируется в их машине. Принятый в Калифорнии закон также дает потребителям право запрещать распространение информации, записанной датчиком, если этого не потребовал суд.

“Как минимум, должно существовать законодательство, подобное тому, что было принято в Калифорнии, – правила, по которым владелец автомобиля должен быть проинформирован о том, что в машине установлен самописец, и иметь возможность его отключить”, – говорит Бэрри Стайнхардт из Американского союза защиты гражданских свобод.

Изначально черные ящики предназначались не для повсеместного использования. Компания Ford разработала устройство для исследования аварийных ситуаций со своими машинами. “Мы просто хотели быть уверенными, что имеем точную информацию о том, что системы нашего автомобиля в случае аварии работают правильно”, – говорит аналитик по дизайну Ford Рик Рут. В 1997 г. Ford начала устанавливать самописец на грузовик Econoline, а сегодня большинство автомобилей компании оснащены сенсорами, фиксирующими информацию о торможении и функционировании подушки безопасности. На некоторых из моделей, в том числе тяжелых внедорожниках Lincoln, Thunderbird и Explorer, теперь установлена новая модель самописцев, которая фиксирует поведение машины за пять секунд до аварии. В 2005 г. эта система будет установлена также на Navigator, Expedition, грузовиках серии E и Aviator. По словам представителей General Motors, подобные устройства устанавливаются на их машины с 2000 г. (WSJ, 4.08.2004, Кирилл Корюкин)