Опасные разговоры


Растет число штатов США, где власти вводят правила, обязывающие водителей использовать hands-free во время разговоров по мобильному телефону. Первым был Нью-Йорк, недавно к нему присоединились Нью-Джерси и Вашингтон. Другие штаты и города планируют принять подобное законодательство. К рядам борцов за hands-free примкнули помимо автомобилестроителей и провайдеры сотовой связи, которые еще недавно выступали против запрещения обычных мобильных.

Все они не прислушиваются ко мнению специалистов американской Администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) и других экспертов, которые уже давно утверждают, что hands-free не менее опасны, чем обычные телефоны. Руководство NHTSA это раздражает, ведь вопрос более чем серьезен: американские водители в целом говорят по телефону около 1 млрд мин в день – это примерно 40% всего сотового трафика. Несогласие по поводу важности перехода на hands-free может перерасти в открытый конфликт между NHTSA и сотовыми операторами.

“Меня беспокоит, что власти штатов и муниципалитеты вводят правила, по которым все hands-free автоматически считаются безопасными, – говорит руководитель NHTSA Джеффри Рунге, – это неправильная политика”. Некоторые федеральные органы уже несколько лет рекомендуют водителям переходить на hands-free, игнорируя советы федеральной службы, отвечающей за безопасность движения.

Специалисты NHTSA утверждают, что использование наушников и громкой связи не может гарантировать безопасность. Дело не в том, насколько заняты руки водителя, а в том, насколько он отвлекается от дороги. Исследования администрации показали, что hands-free даже увеличивает риск, потому что с hands-free люди говорят дольше, чем по обычным телефонам и при этом едут с большей скоростью. Кроме того, голосовой набор номера отнимает в два раза больше времени, чем кнопочный на обычном телефоне.

Все это NHTSA изложила в официальном письме, предназначенном для губернаторов 50 штатов. В документе подчеркивается, что пропаганда hands-free как безопасной альтернативы обычным телефонам вводит общественность в заблуждение. Более эффективным, по мнению NHTSA, было бы рекомендовать водителям использовать телефон только в чрезвычайных ситуациях. Однако это письмо федерального ведомства до сих пор не отправлено. Рунге объясняет, что данные исследований еще нуждаются в уточнении, а у агентства имеются и более важные задачи – борьба с вождением в нетрезвом виде и кампания за использование ремней безопасности.

Но хотя сама NHTSA считает свое исследование сырым, его выводы подтверждаются результатами проведенных ранее экспериментов. Еще в 2001 г. норвежские эксперты в ходе тестов, в которых участвовали 9000 водителей, установили, что hands-free увеличивает риск аварии просто потому, что водитель пользуется им чаще, чем обычным телефоном. А шведская служба безопасности дорожного движения, в свою очередь, обнаружила, что водители, использующие hands-free, едут быстрее, чем те, которые держат трубку в руке. В беседах с журналистами Рунге, впрочем, признает, что его ведомство могло бы и громче заявить о своем несогласии с кампанией по введению hands-free.

По мнению противников hands-free, риски, связанные с этими устройствами, растут в том числе в результате агрессивных рекламных кампаний автопроизводителей и компаний сотовой связи. Так, General Motors и Verizon Wireless проводят совместную рекламную кампанию новой коммуникационной системы OnStar, которую можно активизировать одним нажатием кнопки. Сейчас система устанавливается на 90% новых моделей General Motors. “С принятием законодательства о hands-free во многих штатах это предложение особенно выгодно”, – говорит директор Verizon Wireless по маркетингу Джон Стрэттон. Во многом благодаря поддержке этой компании и был принят закон штата Нью-Йорк 2001 г., по которому водители имеют право набирать номер, но должны разговаривать, не держа трубку в руке.

Некоторые автопроизводители, в том числе DaimlerChrysler и Ford Motor, устанавливают в машинах беспроводную связь, которая позволяет говорить по телефону через микрофон, укрепленный, например, на зеркале заднего вида.

Телефонные компании в основном заявляют, что незнакомы с исследованиями, результаты которых не подтверждают преимущество hands-free. “Каким образом вы можете быть в большей безопасности, если держите руль одной рукой, а не двумя?” – удивляется главный исполнительный директор Verizon Wireless Денни Стигл.

Но несколько экспертов независимо друг от друга выяснили, что разговор по мобильному телефону отвлекает водителя больше, чем, например, общение с пассажиром – последний по крайней мере тоже смотрит на дорогу.