Полноприводные перевертыши


Ford Motor уже пожинает плоды изменившихся предпочтений потребителей. В 1990-х именно высокие прибыли от продаж Explorer и других популярных моделей внедорожников позволили Ford значительно расширить модельный ряд, в том числе за счет приобретения Volvo и Land Rover. Но сейчас компании приходится продавать Explorer со скидкой $4500. Новый рэнкинг NHTSA добавит Ford проблем: выпускаемые им внедорожники заняли в нем одни из последних мест. Только кроссовер Volvo XC90 получил “четверку” по пятибалльной шкале. “Это очень большой минус для Ford”, – говорит Спинелл и обращает внимание на то, что при аварии Ford Explorer Sport Trac, внедорожник с приводом на два колеса, может перевернуться почти в 35% случаев.

Из 36 SUV, участвовавших в испытаниях NHTSA, 13 при резком маневре встали на два колеса, т. е. оказались готовы перевернуться. Специалисты ассоциации впервые оценивали устойчивость внедорожников не с помощью математических расчетов, а в процессе настоящих испытаний на полигоне. Ранее NHTSA обвиняли в том, что оно дает разным типам машин слишком похожие оценки. На этот раз задачей экспертов было четко объяснить разницу между поведением моделей.

Американцы в последнее время заметно охладели к внедорожникам, которые являются одной из важных статей доходов автопроизводителей страны. На внедорожники всех типов, мини-вэны и легкие грузовики (по принятой в России классификации они также относятся к внедорожникам) приходится сейчас 40% американского автомобильного рынка. Автоконцерны пытаются сохранить этот сегмент рынка, предлагая покупателям значительные скидки. Но конкуренция со стороны японских производителей, рост цен на топливо и постоянно появляющиеся данные о небезопасности машин являются сильными сдерживающими факторами.

Результаты последнего исследования позволят потребителям выбрать наиболее безопасные модели, но общую тенденцию, сложившуюся на рынке, они вряд ли изменят. Сколько бы компании ни снижали цены, больше машин, чем сейчас, они не продадут, а часть из них, возможно, придется отзывать у дилеров. Люди все чаще избавляются от классических американских внедорожников, спроектированных на базе легких грузовиков, и покупают другие типы автомобилей. По словам президента исследовательской компании CNW Marketing Research Арта Спинелла, подобные “перебежчики” составляют сейчас примерно 40% автовладельцев, а в 1999 г. их было всего 8%. Спинелл считает, что эта тенденция частично объясняется опасениями по поводу безопасности машин: высокие, тяжелые внедорожники имеют опасную склонность переворачиваться.

На 1-м месте в составленном NHTSA рэнкинге – Chrysler Pacifica 4 х 4, признанный наиболее устойчивым из прошедших испытания автомобилей, а на последнем – Ford Explorer Sport Trac с приводом только на два колеса.

Согласно опубликованным NHTSA данным, в прошлом году в США в авариях с участием внедорожников погиб 4451 человек – это на 11% больше, чем в предыдущем году. При этом в 61% случаев люди погибли из-за того, что машина перевернулась. В целом же количество смертей на американских дорогах снижается – в основном из-за того, что все меньшее число водителей позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Результаты тестов, проведенных NHTSA, уже отразились по крайней мере на одной компании. General Motors в прошлом месяце отозвала целых 250 000 своих Saturn Vue после того, как эта модель не выдержала теста на устойчивость. Во сколько обойдется этот отзыв, General Motors пока не сообщала.

По подсчетам специализированного автомобильного издания Ward’s Automotive Reports, продажи внедорожников в США практически перестали расти. По данным на конец июля, американцы купили лишь на 1,3% больше классических внедорожников на базе легких грузовиков по отношению к аналогичному периоду прошлого года – и это на фоне беспрецедентных скидок. Именно на скидках сейчас держится рынок внедорожников. Спинелл приводит пример Chevrolet Tahoe. За каждую купленную машину производитель возвращает покупателю $5000, на столько же, по имеющейся информации, снижают цену за свой счет дилеры General Motors. “Давая скидку в $10 000 на Tahoe, вы имеете возможность привлечь в свой сектор рынка некоторых из тех, кто иначе предпочел бы купить универсал”, – констатирует эксперт.

Продажи кроссоверов и паркетных внедорожников (в отличие от тяжелых SUV они, как правило, имеют не раму, а несущий кузов, и при их проектировании широко используются комплектующие легковых машин) в этом году уже успели вырасти на 16%, при этом скидки на них меньше, чем на большие внедорожники. Средние скидки дилеров на кроссоверы минувшим летом составляли $2100, в то время как в среднем на все автомобили этого типа они составляли $3500, а на полноразмерные внедорожники и все $4300, сообщила Power Information Network, партнер авторитетного исследовательского агентства J.D. Power and Associates.

Компания пытается защищаться. “Подсчеты, сделанные на основе реальных данных, не показывают, что Explorer Sport Trac менее безопасен, чем любая другая машина такого же типа, – говорит представитель компании Кристен Кинли. – Что касается системы рэнкинга как таковой, мы признаем, что у системы NHTSA есть свои преимущества, но считаем, что наиболее точный индикатор – то, как машины ведут себя на дороге в реальности”.

Проблема переворачивающихся Ford Explorer с шинами Firestone стала особенно болезненной для Ford Motor в 2000 г., когда Конгресс начал по этому поводу специальное расследование, после того как в катастрофах погибло около 300 водителей и пассажиров этих машин. С тех пор автомобилестроители внесли некоторые изменения в конструкцию машин, чтобы сделать их более надежными. В частности, был понижен центр тяжести автомобилей, была изменена конструкция подвески, которая сделала их более устойчивыми.

Этим летом Ford Motor объявила, что будет устанавливать электронные сенсоры, контролирующие устойчивость машины, на всех модификациях Explorer, а также моделях Mercury Mountaineer, Lincoln Aviator и Navigator. Сенсоры определяют момент, когда возникает угроза переворачивания, и подключают системы, которые могут этому помешать – например, подтормаживают отдельные колеса. Установка такой системы на выпускающийся сейчас Explorer обходится компании в $795. По словам Джима Падилла, директора Ford по операциям, компания ввела новую систему, чтобы “выиграть в гонке”. “Система делает безопасную машину еще безопаснее”, – говорит он. Но исследования NHTSA пока не подтверждают этого заявления. Во время одного из последних тестов популярный маленький внедорожник Escape был одним из тех, что встали на два колеса, – это был, очевидно, самый неприятный момент для Ford за весь период испытаний. Escape стал одним из первых американских кроссоверов. Этот сравнительно недавно появившийся класс машин приобрел популярность в том числе именно потому, что считается более устойчивым на дороге. В 2000 г. их было продано всего 2000 штук, к 2008 г. компания, возможно, будет продавать до 2,5 млн машин в год, считают аналитики компании CSM Worldwide.

В отличие от Escape, большинство кроссоверов, участвовавших в испытаниях NHTSA, показали хорошие результаты. Это в том числе Chrysler Pacifica, Nissan Murano и Honda Pilot.

Майк Джексон, аналитик компании CSM Worldwide, считает, что пока трудно спрогнозировать, насколько результаты последнего исследования NHTSA повлияют на объем продаж Ford Escape. “Компании нужно будет приложить максимум усилий, чтобы доказать, что ее машины безопасны, – говорит он. – Ford хочет, чтобы ее внедорожники продолжали считать безопасными во всех отношениях, особенно после истории с Explorer”.

Аналитики убеждены, что предпринятое NHTSA исследование безопасности внедорожников стало ответом на обвинения в адрес этой ассоциации в бездействии по отношению к производителям, не желающим позаботиться о большей безопасности своих машин. Но руководитель NHTSA Джеффри Рунге считает, что информировать потребителей об опасности переворачивания машины полезнее, чем вводить новые стандарты безопасности. “Мы считаем, что можем многого добиться, предоставляя потребителям информацию”, – говорит он.

Кроме внедорожников, NHTSA провела испытания устойчивости 20 легковых автомобилей, восьми пикапов и четырех мини-вэнов. Высший балл – пять звезд – получил только один автомобиль, новое четырехдверное купе Mazda RX-8, хотя другие легковушки тоже не перевернулись.

С результатами последнего исследования NHTSA производителям спорить сложнее, чем с предыдущими, в основе которых лежали в основном математические расчеты. На этот раз уровень устойчивости машины устанавливался с помощью теста “переставка”, в ходе которого водитель машины, движущейся со скоростью 50–75 км/ч, резко перестраивается влево, потом так же резко – вправо. Автокомпании считают, что условия испытаний были слишком жесткими – подобные ситуации, по их мнению, составляют лишь 5% от общего числа тех, что приводят к авариям на дорогах. Производители утверждают, что в основном внедорожники переворачиваются из-за того, что водитель наезжает на бордюр или какой-либо предмет на дороге. (WSJ, Кирилл Корюкин)