Кому доверить совет директоров


Всего было опрошено 215 директоров. Среди них – топ-менеджеры компаний, входящих в британские фондовые индексы FTSE 100 и FTSE 250, а также руководство крупных частных корпораций, инвестиционных фирм и государственных органов. Лишь немногие положительно оценивают председателей советов директоров. “Я знаком с 12 председателями совета директоров, хорошим из них считаю только одного”, – замечает один из руководителей. “Ни одного из тех, кого я знаю, нельзя назвать превосходным председателем совета директоров”, – говорит другой. Руководство некоторых компаний, входящих в индекс FTSE 100, “работает абсолютно неэффективно”, заявляет третий. Подобные отзывы вызывают беспокойство. Ведь председатель совета директоров отвечает за нормальную работу руководящих органов компании.

Проблема привлекла всеобщее внимание после публикации в прошлом году отчета Дерека Хиггса о независимых членах совета директоров. В докладе утверждалось, что не следует совмещать две высшие руководящие должности в компании.

Исследование, опубликованное Change Partnership (отделение Whitehead Mann Group по обучению топ-менеджеров), пытается выделить ключевые качества, которыми должен обладать председатель совета директоров. На данный момент это самое крупное исследование на эту тему. Опрошенные топ-менеджеры входят или входили в руководство 775 частных или государственных британских организаций, а 60% занимают руководящие посты по сей день.

В предисловии к исследованию Дэвид Рейд, председатель совета директоров Tesco, говорит: “Это очень интересный и заманчивый пост, но человека почти невозможно к нему подготовить. Каждая организация вырабатывает собственные методы оценки работы совета директоров. Точка зрения коллег поможет лучше понять свои обязанности тем, кто уже занимает эту должность, и тем, кто только готовится в нее вступить”.

Изучив негативный и позитивный опыт работы разных топ-менеджеров, исследователи выделили 10 качеств, которые присущи хорошему председателю совета директоров. Он должен обладать отличными навыками межличностного общения и сочетать объективный подход со всесторонним пониманием того, что происходит в организации.

Респонденты согласились, что гендиректор редко становится хорошим председателем совета директоров. “Ему не хватает навыков. Особенно в том случае, если он имеет дело с организацией, которой руководил. Он не сможет отказаться от управления бизнесом”, – говорит один из респондентов. “Председателю совета директоров не следует постоянно работать в компании, иначе он начнет вмешиваться в ее дела”, – добавляет другой.

Все больше корпоративных лидеров осознают роль председателя совета директоров. Это не просто следующая ступень в карьере гендиректора. “Важно, чтобы один человек не совмещал сразу две должности. Он должен выставлять главным героем гендиректора, а не себя самого”, – поясняет еще один участник опроса. А другой говорит: “Сначала нужно стать хорошим независимым директором, и только потом можно думать о должности председателя совета директоров”.

Ясно, что подобный лидер должен обладать определенными качествами: уметь выслушивать окружающих, оценивать людей и облегчать им работу, строить доверительные отношения с акционерами, направлять и обучать гендиректора. Совершенно очевидно, что председатель совета директоров вынужден постоянно искать золотую середину.

Взять хотя бы его отношения с гендиректором. Некоторые топ-менеджеры полагают, что руководители успешно работают вместе, если их связывают доверительные отношения. Но насколько они могут быть близки, если гендиректор должен отчитываться за свою работу перед председателем совета директоров?

“Лидер должен, с одной стороны, оказывать поддержку, с другой – высказывать конструктивную критику”, – говорит топ-менеджер. А председатель совета директоров вспоминает: “Я сказал моему гендиректору: “Я сделаю тебя успешным, окажу тебе поддержку или уволю тебя”.

Разрыв всегда проходит тяжело. Один из респондентов вспоминает, что председатель совета директоров его компании долго не мог избавиться от гендиректора, которого не одобряли акционеры. “Поначалу он действовал неохотно… В конце концов он сделал так, как хотели акционеры, но его пришлось подталкивать к этому решению. Он чувствовал себя некомфортно”, – рассказывает он.

Хороший руководитель не станет навязывать свою точку зрения членам совета. “Влиятельные председатели совета директоров должны вести себя осторожно, чтобы не отбить у других членов совета желание проявлять инициативу, – говорит топ-менеджер – участник опроса. – Не стоит спешить высказать свое мнение”.

Итак, каким все-таки должен быть хороший председатель совета директоров? Один из топ-менеджеров суммирует все вышесказанное так: “Он очень милый и искренний человек. Умеет выказать сочувствие, заботиться о людях и находить со всеми общий язык. Вместе с тем он должен быстро принимать решения и в случае необходимости претворять в жизнь непопулярные меры”. (FT, 6.12.2004, Мария Подцероб)