Общество требует ясности


Взять хотя бы вступительное слово Фрэнка Рибуда, гендиректора и председателя совета директоров Danone: “Путь Danone – прямой ответ реальным потребностям общества. Мы стремимся сохранить и развить корпоративную культуру, основанную на стремлении к успеху в бизнесе и социальному прогрессу”.

Ничуть не лучше статья Тадаши Окамура, президента и гендиректора Toshiba: “Последние 130 лет компания Toshiba была движущей силой социального прогресса. За это время нам удалось заслужить доверие общества. В нем мы видим смысл существования нашей компании”.

Джон Элкингтон, один из директоров международной консалтинговой компании SustainAbility, утверждает, что совсем немногие вступления к отчетам выглядят так, как будто их писали сами гендиректора, а не отделы по связям с общественностью: “Такие вступления не способны убедить даже в том, что гендиректор прочитал сам доклад, а тем более нашел в нем что-то интересное или удивительное”.

Каким же все-таки должно быть вступление к отчету, чтобы заинтересовать читателей?

Для начала следует обозначить конкретные проблемы, с которыми сталкивается компания, и то, как она пытается их решать.

Например, Эйран Сарин, гендиректор Vodafone, говорит о потенциально возможном ущемлении прав человека и об условиях труда на предприятиях своих поставщиков (их совокупный ежегодный оборот – $44,1 млрд). Он рассказывает, как Vodafone пытается управлять этими рисками, введя кодекс “этичных закупок”.

И все же в его докладе есть недосказанности, которые могут ввести читателей в заблуждение. “Мы уже сформировали четкую систему ценностей, – пишет он. – Один из наших четырех основополагающих принципов – “любовь к окружающему миру”. А одна из шести стратегических задач – стремление к ответственности за свой бизнес”. Из этих слов совершенно не ясно, каких еще принципов придерживается компания и какие задачи перед собой ставит.

Доклад должен быть ясным и четким. К примеру, Боб Экерт, председатель совета директоров и гендиректор компании Mattel, пишет о конкретных принципах производства детских игрушек, которые были введены в действие в 1997 г. “Мы приветствуем независимый аудит. Можно легко проверить, насколько мы следуем нашим принципам. Мы разместили результаты общественного опроса на корпоративном сайте компании”, – пишет он.

В докладе необходимо отметить важность вопросов корпоративного управления. Экерт пишет, что отныне вопросами социальной ответственности в Mattel будут заниматься члены совета директоров и специального комитета, который переименовали в комитет по управлению и социальной ответственности.

Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk связывает качество корпоративного управления с реакцией компании на постоянно изменяющиеся ожидания общества. “Это постоянная и тяжелая работа”, – пишут председатель совета директоров Мэдс Овлисен и президент и гендиректор Ларс Ребьен Соренсен. В прошлом году они усовершенствовали систему управления рисками компании и систему оценки работы совета директоров. Кроме того, была разработана новая программа по выплате выходных пособий топ-менеджерам.

И наконец, доклад должен вызывать доверие. Свой первый отчет о социальной ответственности Пол Пресслер, президент и гендиректор Gap, начал с эмоционального рассказа о своей дочери. Когда в 2002 г. он решил устроиться на работу в компанию, его дочь-старшеклассница спросила его: “Я слышала, Gap использует низкооплачиваемый ручной труд?” Все последующие страницы доклада посвящены тому, как компания улучшает условия труда работников и с какими трудностями она при этом сталкивается. (FT, 28.12.2004, Мария Подцероб)