Корейцы победили

Д.Гришкин

Прошлый год оказался лучшим для продавцов иномарок. В начале года эксперты осторожно говорили максимум о 50%-ном увеличении продаж, но, по данным группы компаний “Рольф”, крупнейшего продавца иномарок, за 2004 г. без учета “Шевроле Нива” в России было продано более 350 000 новых иномарок, или на 80% больше, чем годом ранее. Многим концернам, как следует из обнародованных итогов прошлого года, удалось увеличить в разы число проданных машин (см. таблицу).

Результаты отечественного автопрома куда скромнее. Итоги года еще не подведены, но “Рольф” оценивает рост продаж отечественных автомобилей максимум в 12%. PricewaterhouseCoopers в декабре прогнозировала, что в этом году будет продано 880 000 машин российского производства, или на 1,2% больше, чем в 2003 г. При этом, по оценке PwC, ОФГ и Российской ассоциации автодилеров (РоАД), россияне в прошлом году потратили на новые иностранные автомобили больше денег, чем на отечественные.

Борьба иностранных автоконцернов за кошельки россиян протекает с переменным успехом. В 2003 г. больше всех машин (свыше 25 000) продала японская Toyota, оттеснившая на второе место корейскую Daewoo, собираемую на узбекском “УзДэуАвто”.

Но удержать лидерство Toyota не удалось: ее обошла другая корейская компания – Hyundai, по данным российского представительства, в 2004 г. она продала в России 50 686 автомобилей. Toyota официальные данные о продажах представит сегодня, однако, по информации дилеров, компания в прошлом году реализовала 44 000 автомобилей, а с учетом премиальной марки Lexus – около 48 000. В московском представительстве Toyota не стали комментировать эти цифры до выхода пресс-релиза, однако неофициально сотрудник компании отметил, что продажи “без Lexus окажутся ближе к 45 000”.

Третье место, по данным дилеров, заняла Ford Motor Company (около 40 000). Компания обещает объявить итоги 20 января. Далее следует “УзДэуАвто” (35 398 автомобилей, по данным своего российского импортера “Квин Груп”). Следующей, несмотря на трудности головной компании, стала Mitsubishi, по данным ее официального дистрибьютора “Рольф Холдинг“, продавшая 30 097 автомобилей. Аналитик ИФК “Метрополь” Денис Нуштаев считает это заслугой дистрибьютора.

Первое место Hyundai главной сенсацией года. Корейская компания весь год на равных состязалась с Toyota: по итогам первого полугодия японцы были впереди на 1000 автомобилей. Нуштаев объясняет успех корейцев тем, что их продукция расположена в среднем ценовом сегменте $10 000–15 000 при том, что включает достаточно широкий модельный ряд. Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов основными причинами успеха Hyundai считает наличие у нее российского производства (примерно половину продаж обеспечили автомобили, собранные на ТАГАЗе), повышение качества автомобилей, а также развитие дилерской сети. “Сохранить динамику 2004 г. с ростом в 3,5 раза вряд ли возможно, однако мы ожидаем существенного увеличения продаж”, – отметил менеджер представительстве Hyundai.

Этот год также обещает быть удачным для иностранных автоконцернов. По оценке “Рольфа”, в России может быть продано 500 000–510 000 новых иномарок, тогда как продажи отечественных марок в лучшем случае не упадут.

Еще одной тенденцией наступившего года, по мнению Нуштаева, станет возвращение интереса к европейским автомобилям: “В России любят европейские машины, и, если дилеры переведут цены в доллары, их ждет успех”. “Все европейские производители это поняли и уже взяли курс на доллар либо индексируют цены в евро на привлекательных для клиентов условиях”, – соглашается финансовый директор группы Genser Игорь Пономарев.