Проект “Б”: Россия без улыбки


Владелец маленького кафе в 100 шагах от конгресс-центра, где проходит Всемирный экономический форум, расспрашивает меня, как там, видел ли я кого-нибудь из знаменитостей? Мы, говорит, никого не видим, только демонстрантов, из-за которых иногда возникают пробки. А к месту, где водятся знаменитости, даже близко не подойти из-за охраны.

Я честно рассказываю, что так загружен попытками что-то сделать для редакции, что не обратил на знаменитостей внимания. По программе должна была быть Шэрон Стоун и, наверное, была, но я ее не видел.

Впрочем, видел Боно, солиста U2, – он был в тулупе, черных джинсах и больших ботинках. Говорил про голод. А в коридоре, по пути к камере, перед которой ему нужно было давать интервью, он о чем-то отозвался: “Exciting”. Это слово, кстати, очень часто слышно. Уже в аэропорту в очереди на автобус, который перевозит участников форума из аэропорта в городок Давос (за 2,5 часа).

Для коренных давосцев форум и предмет гордости, и предмет тревоги. Мой собеседник говорит, что после закрытия горнолыжного сезона, начиная с середины апреля, тут тишина и спячка до декабря: “Опять наступает время, когда каждого встречного на улице знаешь в лицо”.

Разве это плохо? Может, и неплохо, а никакой работы нет. Все знают про форум, а ничего другого как будто не существует. Раньше были санатории, а теперь почти все закрылись. “Люди перестали болеть”, – шутит официантка. И добавляет, что она вообще-то инструктор по лыжам, а не официантка. “А что же вы делаете здесь, в кафе?” – “Туристов нет”.

Во время форума горнолыжники не едут, потому что всем мешает эта толпа людей с карточками на шеях, в которой все друг другом восхищаются и по поводу всего на всех языках произносят восклицательные предложения. Мне рассказали, что давосцы уже дважды за последние годы проводили референдумы, не прекратить ли им эти ежегодные шоу, но с небольшим перевесом форум победил.

И тут – специально нам в утешение – за окном появляется Билл Клинтон. Идет уверенной походкой, и мы ему из кафе машем. Он в ответ тоже машет и улыбается фирменной улыбкой.

Ничего плохого нет в том, что люди здесь надевают на себя улыбки и делают вид, что успех – это их профессия. Это всем понятная и намеренная фальшь. Серьезные вопросы прячутся за стеклами очков, в беседах с глазу на глаз, упаковываются в тщательные формулировки. Сюда едут специально, чтобы демонстрировать, что все отлично. На этом фоне бросается в глаза нехватка здесь русских политиков. Им следовало бы приехать сюда поулыбаться, и одно это уже помогло бы хоть чуть-чуть растопить лед, который появился в последнее время между Россией и остальным миром. Ведь есть реальные достижения, фундаментальные цифры, которые при правильной подаче будут отлично смотреться. Плюс к этому очень важно, чтобы с максимально высокого уровня прозвучали успокоительные фразы: национализации не будет, условия для инвесторов будут стабильными, реформы будут продолжены.

Нельзя говорить, что на Россию махнули рукой. Этого не чувствуется. Есть трезвое понимание, что Россия никогда не будет такой уж простой, но при этом есть желание и готовность понять всю ее сложность. А как только вернется понимание, исчезнет лед.