Чавес мстит США


В последнее время Уго Чавес неоднократно давал понять, что намерен постепенно свертывать сотрудничество с северным соседом. Лидеру латиноамериканской страны есть за что недолюбливать Соединенные Штаты: он уверен, что американцы стояли за неудачной попыткой госпереворота в Венесуэле в 2002 г. Тогда экономика страны была парализована всеобщей забастовкой, начавшейся после того, как Уго Чавес заменил руководство государственной нефтяной монополии PDVSA на своих армейских друзей. Когда демонстранты стали штурмовать президентский дворец, их остановила национальная гвардия, но армейские генералы убедили Чавеса уйти в отставку. Правда, уже через два дня он вернулся к власти под овации сторонников – в основном бедняков и военных, которые не пошли за путчистами.

А на прошлой неделе Чавес заявил, что намерен продать доли в восьми американских НПЗ, принадлежащие его стране. “Наша политика заключается в том, чтобы искать возможности продажи такого бизнеса, как НПЗ в Северной Америке, – сказал Чавес. – [Сейчас] мы фактически субсидируем [президента США Джорджа] Буша”.

Чавес хочет покончить с ориентацией нефтяного экспорта страны на США и диверсифицировать его. В декабре был заморожен проект по разработке нового месторождения в Венесуэле американской ConocoPhillips. И в том же месяце Чавес заключил соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере с Китаем. Кроме того, в дальнейшем Венесуэла собирается экспортировать больше нефти в соседние страны Южной Америки и инвестировать в проекты по нефтепереработке и сбыту в этом регионе. Во время визита в Аргентину он сообщил, что PDVSA ведет переговоры о покупке в этой стране автозаправок, принадлежащих англо-голландской Royal Dutch/Shell.

Впрочем, быстрой продажи доли Венесуэлы в американских НПЗ ожидать не следует. По словам министра энергетики Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, сроки этих сделок зависят от того, насколько заводы в США будут загружены венесуэльской нефтью. А по словам другого чиновника в Министерстве энергетики Венесуэлы, процесс диверсификации поставок может занять по меньшей мере два года.

Аналитики замечают, что такая политика Чавеса может привести к снижению доходов Венесуэлы от экспорта нефти и уменьшению ее способности поддерживать добычу. Между тем производство нефти в стране и так падает. Еще в 2002 г. страна добывала 3,1 млн баррелей в день по сравнению с нынешними 2,6 млн баррелей в день.

А вот США могут заместить поставки нефти из Венесуэлы за счет других регионов – Западной Африки, Ближнего Востока или Центральной Азии, уверены эксперты. Ведь НПЗ, в которых у Венесуэлы есть доля, могут перерабатывать низкокачественную нефть с высоким содержанием серы, какую в основном добывают в Венесуэле, – а такое сырье легче купить с дисконтом на мировых рынках, чем легкие сорта нефти. Да и желающих выкупить эти активы будет немало – американская Valero Energy уже заявил, что интересуется двумя НПЗ, контролируемыми венесуэльской Citgo. (WSJ, 1.02.2005, Олег Митяев)