Siemens не пустят


“Интеррос” уже больше года пытается продать “Силовые машины”. Начатое в конце 2003 г. слияние концерна с “Объединенными машиностроительными заводами” было приостановлено в пользу немецкого Siemens, который летом прошлого года договорился о покупке “Силовых машин”. Предполагалось, что 71% акций “Силовых машин” будет внесено в СП Siemens и “Интерроса”. 51% акций СП полагалось “Интерросу”, но оперативное управление оставалось бы за немцами, которые в будущем имели право стать полноправными собственниками “Силовых машин”.

Одна из структур Siemens еще в октябре подала в Федеральную антимонопольную службу ходатайство на приобретение “Силовых машин”. Аналогичное ходатайство подала и одна из структур “Базового элемента”. Пока российские чиновники не дали ответа ни одной из компаний. Но недавно глава Минпромэнерго Виктор Христенко отправил президенту Владимиру Путину свое отрицательное заключение на эту сделку. Тот потребовал от премьер-министра Михаила Фрадкова разобраться и вынести свое решение по этой сделке.

Как рассказал высокопоставленный правительственный чиновник, знакомый с позицией Фрадкова, тот тоже выступает против продажи “Силовых машин” немецкому концерну. “Скорее всего, Siemens не получит разрешения на сделку, – отмечает он. – Ее вектор выстраивается в пользу российской компании. Но это вовсе не “Базэл”. По его словам, это решение связано с большим объемом гособоронзаказа на предприятиях “Силовых машин” и значительным количеством оборонных мощностей в концерне. Об этом же говорит и источник, близкий к администрации президента. По его мнению, больше всего шансов на победу у консорциума РАО ЕЭС, “Базэла” и “Газпрома, в котором ни у кого не будет контроля. При таком составе в консорциуме никто не будет обладать решающим голосом, что отвечает интересам государства, говорит он. “В ФАС от комментариев отказались. В Минпромэнерго также не смогли назвать предполагаемого инвестора “Силовых машин”. Но, отмечает сотрудник этого ведомства, этот инвестор должен быть готовым к значительным инвестициям в “Силовые машины”, развивая не только энергомашиностроительное направление, но и оборонное.

Директор по связям с общественностью “Интерроса” Лариса Зелькова говорит, что холдингу неизвестно о каком-либо решении по сделке. По ее словам, “Интеррос” рассчитывает привлечь Siemens в партнеры “Силовым машинам”, но, если по каким-то причинам этот проект не удастся, компания будет работать над другими проектами. Представитель Siemens не смог прокомментировать информацию о сделке.

В случае отказа Siemens за “Силовые машины” может поторговаться не только “Базэл”, но и РАО “ЕЭС России”. Заинтересованность в приобретении этого актива на прошлой неделе озвучил предправления энергохолдинга Анатолий Чубайс. Источник в РАО ЕЭС отмечает, что его компания не предпринимала “никаких шагов”, чтобы помешать сделке “Интерроса” с Siemens. “Но если санкция правительства им дана не будет, у нас есть что предложить [за “Силовые машины”]”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Он отмечает, что “Базэл” предлагал его компании поучаствовать в приобретении машиностроительного концерна у “Интерроса”. “Но переговоров на эту тему [с “Базэлом”] не было”, – говорит источник в РАО.

На энергомашиностроительный концерн были и другие претенденты. Как рассказывает руководитель одного из предприятий машиностроительной отрасли, осенью прошлого года покупкой концерна интересовалась украинская группа “Энергостандарт”, подконтрольная предпринимателю Константину Григоришину. По его словам, ее предложение было щедрее, нежели у Siemens. Источник “Ведомостей”, знакомый с планами Григоришина, подтверждает, что тот действительно делал подобное предложение. Но, замечает он, проведя оценку “Силовых машин”, предприниматель посчитал цену завышенной и отказался от переговоров с “Интерросом”. Впрочем, по словам собеседника “Ведомостей”, Григоришин может вновь вернуться к этому вопросу. Зелькова эту информацию комментировать отказалась.

Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев отмечает, что профильных инвесторов, способных предоставить значительные инвестиции, у “Силовых машин” в России нет. В то же время, замечает он, эту роль могла бы взять на себя какая-либо государственная компания, под эгидой которой могла бы происходить консолидация в энергомашиностроении. Нуштаев напоминает, что подобные процессы уже проходят в авиастроительной и оборонной отраслях, где консолидация проходит под эгидой государства.