Зеленая волна


Главным “экологическим” экспонатом в Женеве стал, конечно, Toyota Prius – первый гибридный автомобиль, выпускающийся в промышленных масштабах. Гибридная силовая установка состоит из двух двигателей – бензинового и электрического. Компьютер автомобиля определяет, на каком из них двигаться экономичнее. В результате достигается существенная экономия топлива, а выхлоп становится менее вредным. В 2004 г. в мире было продано 125 000 Prius, планы на этот год – 180 000. В США автомобиль уже стал бестселлером, и очереди на него растягиваются до полугода. Европейские покупатели еще только прицениваются к машине: по данным Toyota, в 2004 г. на континенте было продано 8248 Prius (рост 960%), в 2005 г. планируется реализовать 15 000 машин.

Еще одним экологическим автомобилем, представленным концерном Toyota в Женеве, стал гибридный внедорожник Lexus RX 400h (в отличие от Prius гибридный Lexus появится и в России – его продажи начнутся одновременно во всей Европе осенью этого года). У Lexus RX 400h три двигателя: бензиновый объемом 3,3 л и мощностью 211 л. с. и два электрических: передний мощностью 167 л. с. и задний мощностью 68 л. с.

Автомобиль трогается с места, задействуя только электромоторы, а при увеличении скорости подключается бензиновый двигатель. Во время торможения электромоторы начинают работать как генераторы, преобразуя кинетическую энергию в электрическую и подзаряжая батарею. При остановке автомобиля бензиновый двигатель автоматически отключается, что позволяет экономить топливо и снижает загрязнение окружающей среды. По расчетам разработчиков, использование гибридной установки позволит сократить выбросы СО2 в атмосферу на 2,6 т в год (при годовом пробеге 22 000 км).

При этом Lexus RX 400h демонстрирует впечатляющие динамические характеристики: по данным производителя, автомобиль способен разгоняться до 100 км/ч за 7,6 с, максимальная скорость составляет 200 км/ч (ровно столько же, сколько и у RX с обычным бензиновым двигателем), а потребление топлива в комбинированном режиме (город/шоссе) – всего 8,1 л.

Honda выставила в Женеве усовершенствованный вариант своего экологически чистого автомобиля на топливных элементах Honda FCX. Характеристики автомобиля, работающего на водороде, улучшились: теперь он способен работать при температурах от -20оС до +95оС, мощность двигателя увеличилась до 107 л. с., а запас хода – до 190 миль.

Несколько экземпляров Honda FCX, сертифицированной Агентством по охране окружающей среды США и Калифорнийским советом по воздушным ресурсам, уже переданы в лизинг городским администрациям Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Чула Виста.

А концерн General Motors показал на автосалоне Opel Astra с гибридным дизельным двигателем. Автомобиль, сделанный на базе серийного автомобиля Opel Astra GTC, оснащен турбодизелем объемом 1,7 л (125 л. с.) и двумя электромоторами. Гибридная установка – совместная разработка концернов General Motors и DaimlerChrysler, базирующаяся на запатентованной GM технологии. По утверждению GM, эта гибридная установка может быть использована для передне- и заднеприводных автомобилей как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. А выставленная на салоне гибридная Astra, по данным разработчиков, разгоняется до 100 км/ч быстрее чем за 8 с и при этом потребляет меньше 4 л на 100 км.

Женевский автосалон еще раз продемонстрировал, что в сфере разработки экологически чистых и гибридных двигателей доминируют японские и американские автоконцерны – крупнейшие европейские компании фокусируются на совершенствовании дизельных двигателей. А экологически чистыми автомобилями пока “балуются” независимые европейские производители. Например, компания BatScap (совместное предприятие транспортной и промышленной группы Bollore и Electricite de France) представила городской электромобиль BlueCar.

Среди прочего Bollore производит аккумуляторы, так что ее интерес к созданию электромобиля вполне объясним. BlueCar получился очень светлым и симпатичным: длиной 3050 мм, высотой 1610 мм и шириной 1720 мм, с посадочной формулой 3 + 2. В автомобиле использована литиево-полимерная батарея, гарантирующая ему запас хода до 200 км и способная полностью заряжаться за шесть часов. Максимальная скорость BlueCar – 125 км/ч. Bollore ищет партнера для организации промышленного производства и заявляет о готовности оснастить своими батареями 15 000 автомобилей.