Изумрудный долгострой


Проект “Изумрудного города” был пилотным в программе строительства семейных досуговых центров (постановление правительства о строительстве этого центра подписано мэром в январе 2003 г.). Но к реализации проекта инвестор приступил лишь спустя два года. По словам председателя совета директоров компании “Вашъ финансовый попечитель” Василия Бойко, несколько лет ушло на получение различных согласований, а договор аренды с разрешением строительства компания получила только в январе этого года.

Семейный досуговый центр “Изумрудный город” будет возводиться на участке площадью 0,85 га, который раньше занимало выведенное из столицы “АРЗ-6” (принадлежит компании “Вашъ финансовый попечитель”). Общая площадь комплекса составит 40 000 кв. м. Планируемый объем инвестиций – $40 млн, часть средств будет заемной. Доля города будет компенсирована услугами: центр выделит один будний день для посещений по спискам префектуры.

По словам Бойко, пока компания получала необходимые разрешения, проект морально устарел: “1 га земли рядом с Садовым кольцом – эксклюзивная вещь, и мы решили увеличить выход площадей за счет строительства четырехзвездной гостиницы “Изумрудный город”, – говорит он. Компания рассматривает возможность привлечения к проекту известных гостиничных операторов – Holiday Inn, Radisson, Novotel, Best Western. “Мы открыты к обсуждению любых вариантов сотрудничества”, – сообщил “Ведомостям” Владимир Ильичев, региональный директор по развитию ООО Russian Management Hotel Company (Accor Group, управляет сетями Novotel).

При разработке программы основная идея была в том, чтобы в Москве появились дешевые и доступные центры досуга. “Мы исходили из того, что семьи не должны тратить на него больше 250–300 руб. на человека”, – говорит замгендиректора ММБА Евгений Полуэктов. Однако участники рынка отмечают, что с начала реализации проекта подобные центры так и не были построены, а реализация программы практически заморожена. В правительстве Москвы затруднились оценить итоги реализации программы, подчеркнув, что “она реализуется, но не так быстро и не в тех районах, которые изначально планировались”.

По оценкам участников рынка, сейчас средние затраты на посещение развлекательных мероприятий составляют примерно 1000–1500 руб. на человека. Обычно подобные центры являются коммерческими предприятиями – социальные объекты возводятся в редких случаях и, как правило, в качестве обременения. Из самостоятельных проектов ССДЦ участники рынка приводят “Центр на Тульской”, построенный в 1999 г., который, по оценкам экспертов, может окупиться только к 2015 г. Связаться с руководством “Центра на Тульской” вчера не удалось.

Вячеслав Ширяев, генеральный директор Vesco Group, говорит, что застройщики охотно строят социальные объекты, если получают взамен равноценную компенсацию, “например, за построенный объект – площадку на Остоженке. Иначе это выглядит благотворительностью, которой никто заниматься не будет”. По его мнению, проект “Изумрудный город” может не окупиться даже с учетом строительства гостиницы. “Бросаться на такой проект можно только от безысходности. Мы много работаем с промзонами, и на их месте обычно строят бизнес-центры, торговые площади, где с рентабельностью и нормой прибыли все понятно”, – утверждает Ширяев. С этим мнением согласен Константин Романов, директор отдела консалтинга Knight Frank: “Строить такие объекты имеет смысл в двух случаях – если инвестор строит социальный объект, а взамен получает преференции на других площадках или совмещает в таком проекте и объект коммерческой недвижимости”. По его словам, “Изумрудный город” может быть успешным только при условии грамотного разведения потоков посетителей досугового центра и постояльцев гостиницы.