Авиаторов ждут убытки


Об этом предупредил в понедельник на конференции AirFinance в Нью-Йорке гендиректор Международной ассоциации авиатранспорта (IATA) Джованни Бизиньяни.

В этом случае потери авиаперевозчиков с 2001 по 2005 г. достигнут $40 млрд. За этот период обанкротились такие крупные компании, как United Airlines, Swissair и US Airways, а несколько других американских авиалиний балансируют на грани банкротства.

Правда, прогноз Бизиньяни может оказаться чересчур оптимистическим. Гендиректор IATA исходил из того, что среднегодовая цена на нефть сорта Brent не превысит $43 за баррель. Между тем в понедельник на Международной нефтяной бирже в Лондоне цена майских фьючерсов на Brent взлетала до $57,65 за баррель, хотя во вторник и снизилась до $56,23.

На Нью-Йоркской сырьевой бирже (New York Commodity Exchange) сентябрьские фьючерсы на нефть марки West Texas Intermediate подскочили в понедельник до $60,05 за баррель. Это рекордный уровень цен в номинальном исчислении, а в реальном превышает и уровень цен во время первого нефтяного кризиса 1970 г., и цены времен войны в Заливе.

В своем выступлении Бизиньяни назвал рынок авиаперевозок “фрагментированным, скованным и, откровенно говоря, местами полностью катастрофичным с финансовой точки зрения”.

Он потребовал, чтобы правительства либерализовали национальные рынки авиаперевозок и ослабили налоговую нагрузку на авиалинии. Одновременно требуется более эффективное регулирование монополий – в первую очередь аэропортов и системы управления авиаперевозками. “Аэропорты фиксируют рекордные прибыли, а авиакомпании – рекордные убытки, – заявил он. – Но летают-то авиалинии, а все остальные делают деньги!”

“Проблема в том, что чем больше мы продаем, тем больше теряем”, – сказал Бизиньяни, сообщив, что пассажиропоток растет на 6% в год.

Цены на нефть выросли на треть с начала года и почти в четыре раза по сравнению со средними значениями 1998 г. Экономисты прогнозируют, что они и впредь останутся высокими. Недавно Еврокомиссия более чем на 10% повысила прогноз среднегодовой цены на Brent в 2005 г. до $50,9 за баррель.

По мнению нефтяных трейдеров, последние подъемы цен свидетельствуют о том, что потребители паникуют. “Многие наши клиенты до последнего ждали, не пойдут ли цены вниз, – рассказывает Хосе Карлос Коголлудо, управляющий директор отдела по торговле энергоносителями в лондонском отделении J.P. Morgan. – Теперь они решили не ждать и очень беспокоятся, что цены вырастут еще”.

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) попыталась успокоить рынки, пообещав увеличить объемы добычи. Однако эффект от этого обещания свели на нет последние данные из России, которая занимает второе место в мире по объемам нефтепоставок: за последние шесть месяцев добыча нефти здесь практически не растет. (FT, 4.04.2005, Екатерина Кудашкина)