ЦИФРА НЕДЕЛИ: $9,5 млн. Бизнес и министр


Почти полное молчание российских официальных лиц по поводу дела задержанного в Швейцарии экс-министра по атомной энергии Евгения Адамова легко объяснимо предъюбилейными хлопотами. Однако после праздников какую-то позицию по поводу этого беспрецедентного случая придется занять. Адамов не только и не столько носитель важных государственных секретов в ядерной области. Сам факт обвинений в его адрес может быть использован для политического давления на Россию. Американские конгрессмены, и без того недружественно относящиеся к политике Владимира Путина, могут в очередной раз поднять вопрос о якобы имеющихся нарушениях в ядерном сотрудничестве России и Ирана. Ведь именно Адамов был инициатором выгодного для нашей атомной промышленности контракта на постройку АЭС в иранском Бушере. Еще проще Конгрессу будет заблокировать под предлогом дела Адамова помощь России в укреплении ядерной безопасности, а сотрудничество в этой сфере остается важнейшим пунктом российско-американских отношений. Ведь Адамов обвинен в хищении американской помощи на сумму в $9,5 млн именно в этой области – правда, связанной не с военным, а с мирным атомом.

Самое удивительное, что бывший министр обвинен американскими прокурорами практически в том же, в чем его подозревали в 2001 г. депутаты российской Госдумы и обвинял ряд российских средств массовой информации. Тогда российская Генпрокуратура не нашла в действиях Адамова криминала, однако никак конкретно отказ в возбуждении уголовного дела общественности не мотивировала. Более того, защита Адамова утверждает, что по сути выдвинутых в США обвинений Адамов давал в свое время показания Генпрокуратуре, однако что с ними стало, опять же никто не объясняет.

Судя по тексту обвинения, без сотрудничества с российскими правоохранительными органами американской юстиции будет трудно доказать вину экс-министра. Чтобы отразить весьма вероятные посягательства политиков США на российский ядерный суверенитет, российским правоохранительным органам, возможно, стоит еще раз проверить эти обвинения. Если они не соответствуют действительности, об этом следует ясно заявить и добиваться всеми имеющимися средствами освобождения Адамова. Если же они найдут подтверждение, следует не менее настойчиво добиваться выдачи его в Россию. Ведь нарушивший российские законы чиновник должен сидеть в российской тюрьме – в этом тоже состоит государственный суверенитет.