Земельный вычет


К 1 января 2006 г. приватизированные предприятия, владеющие землей на правах постоянного бессрочного пользования, должны выкупить свои участки или заключить с властями договор о ее аренде. Цена на землю устанавливается региональными властями в диапазоне от трех до 30 ставок земельного налога. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), компаниям придется потратить на выкуп около $100 млрд, и большинству из них это не по силам. По данным Минэкономразвития, к настоящему моменту лишь 7% компаний выкупили свою землю.

Руководитель налогового подкомитета комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Бурыкина решила облегчить участь компаний, принуждаемых к выкупу земли. В начале мая она вместе с депутатом Еленой Кондаковой внесла проект поправок в Налоговый кодекс, которые дают возможность компаниям списать затраченные на выкуп земли под предприятием средства на расходы, уменьшающие базу налога на прибыль (затраты). Предлагается разрешить делать это равномерно в течение не менее пяти лет, и при этом вычитаемые из базы налога суммы не должны превышать 30% прибыли за текущий год. В итоге компании смогут сэкономить на налоговых платежах до 24% от общих затрат на выкуп земли.

Поправки направлены “на выравнивание условий налогообложения” организаций, приобретающих землю в собственность или арендующих ее, пишут депутаты в пояснительной записке, поскольку “расходы в виде арендной платы принимаются к вычету из налоговой базы”.

Минфин согласен с предложением Бурыкиной и Кондаковой и готов их поддержать, правда руководствуясь иной логикой. “Мы законодательно вынуждаем компании идти на выкуп земли, а значит, у них будут большие единовременные затраты, – говорит директор налогового департамента Минфина Александр Иванеев. – Сегодня по Налоговому кодексу получается, что расходы на выкуп земли как затраты мы принять не можем, но если сделать это единовременно, то можно остаться без поступлений от налога на прибыль, поэтому рассрочка – самый здравый выбор”. А в Минэкономразвития пока не определились с позицией. “Безусловно, с точки зрения предприятий, эти предложения однозначно позитивны, – говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. – Но с теоретической точки зрения земля – это вечный актив, поэтому непонятно, почему затраты на ее приобретение нужно амортизировать”.

Зато компании по достоинству оценили инициативу Бурыкиной. “В условиях, когда затраты на выкуп земли будут существенными, предложение однозначно правильное”, – категоричен Андрей Лазаревский из ОМЗ. Эта компания заплатила налог на прибыль в 2002 г. примерно $60 000, а в 2003 г. – около $200 000. “Хороший закон, – соглашается член рабочей группы РСПП по земельной реформе Сергей Беляков. – Пусть даже списывать можно будет не сразу, а в течение пяти лет”.