Сплошное разочарование


“ЛУКОЙЛ” пробурил на Яламе первую скважину на глубину 4400 м при ее проектной глубине 4500 м. Как сообщил вчера Reuters со ссылкой на представителя ГНКАР, в ходе бурения вскрывались небольшие объемы углеводородов, не представляющие коммерческого интереса для компании. Поэтому представитель ГНКАР предположил, что “ЛУКОЙЛ” может закрыть этот проект. По его словам, в ближайшее время российская компания начнет на скважине каротаж – оценку ее продуктивности, а затем зацементирует ее.

Это первая из двух обязательных скважин, которые “ЛУКОЙЛ” должен пробурить на Яламе согласно условиям проекта. Компания затратила на нее более $50 млн из-за геологических и технических сложностей.

В российской компании, однако, считают, что делать окончательные выводы о судьбе проекта преждевременно. Пресс-секретарь “ЛУКОЙЛ Оверсиз” (100%-ная “дочка” “ЛУКОЙЛа”, оператор его зарубежных проектов) Григорий Волчек говорит, что, пока не проведен каротаж скважины, выводы делать нельзя. А эта работа будет завершена лишь осенью.

Проект “Ялама” политически важен для “ЛУКОЙЛа”. Когда в 2002 г. он продал японцам свою долю в проекте “Азери – Чираг – Гюнешли” (АЧГ), в Азербайджане пошли разговоры о том, что “ЛУКОЙЛ” уходит из этой страны. Между компанией и властями возникла напряженность, выразившаяся, в частности, в налоговых претензиях по АЧГ на сумму $250 млн. Компромисса стороны достигли в результате подписания в 2003 г. дополнительных соглашений по Яламе. Как признавал президент ГНКАР Натик Алиев, они дали возможность Азербайджану дополнительно получить с “ЛУКОЙЛа” $156 млн. При этом руководители “ЛУКОЙЛа” неоднократно заявляли, что расширение их участия в Яламе – залог того, что в Азербайджан они пришли всерьез и надолго.

Еще один азербайджанский проект – сухопутное месторождение Говсаны – Зых “ЛУКОЙЛ” после многолетних проволочек в освоении покинул в феврале этого года. В качестве причин называлась истощенность недр месторождения. Кроме того, “ЛУКОЙЛу” не нравилась перспектива при общей стоимости проекта $250–300 млн потратить около $100 млн на решение экологических проблем.

Таким образом, если “ЛУКОЙЛ” откажется и от Яламы, у него останется только один добывающий проект в Азербайджане – 10% участия в разработке газового месторождения Шах-Дениз с объемом инвестиций более $4 млрд.

Аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков говорит, что Ялама играет важную роль во взаимоотношениях “ЛУКОЙЛа” с азербайджанскими властями. Поэтому компания пойдет на закрытие проекта и списание в убыток затраченных средств только в крайнем случае.