Светлое дело Чубайса


Выбор первого лауреата премии – петербургского поэта Александра Кушнера вполне закономерен. Учредители награды заранее предупредили, что лауреатами премии будут становиться исключительно маститые стихотворцы, оказавшие значительное влияние на развитие современной изящной словесности. Литературные критики и все, кто интересуется поэзией, моментально составили в голове список кандидатов на присуждение престижной награды и высказали справедливое, но неуместное замечание: мол, теперь осталось определиться лишь с очередностью награждения. Неуместность замечания в том, что РАО “ЕЭС России” в лице Анатолия Чубайса и Общество поощрения русской поэзии в лице Сергея Чупринина поставили перед собой куда более глобальную задачу, чем просто потратить деньги: возродить престиж современной русской поэзии, вывести ее из нынешнего маргинального состояния и хоть немного повысить спрос на поэтические сборники. Поэтому премирование молодого или известного в узких кругах поэта не вызвало бы должного резонанса. Да и в уставе премии сказано, что вручается награда не за отдельную книгу, а по совокупности заслуг.

То, что премия досталась Александру Кушнеру (1936), не только проявление хорошего вкуса, но и правильный жест. Во-первых, поэт совсем не избалован славой и его друзья-шестидесятники Евгений Рейн и Анатолий Найман куда более известны широкому читателю (не говоря уже о Бродском), во-вторых, Кушнер – самый наглядный пример того, как поэт остался верен себе и сохранил небывалое спокойствие и независимость. Намеренная отрешенность Кушнера от злобы дня, общих поэтических мест и конъюнктуры бесспорно отвечает традиционному представлению людей о том, каким должен быть подлинный поэт. Тем более в России, где поэт – рупор божественного глагола. Бродский писал, что “стихам Кушнера присуща сдержанность тона, отсутствие истерики, широковещательных заявлений, нервической жестикуляции”.

Продолжатель поэтической традиции, идущей от Тютчева и Анненского, в 1962 г. Кушнер выпустил сборник “Первые впечатления”, в котором дал понять, что никогда не станет “советским поэтом”, но и модернистом не станет. Рафинированность, некоторая сухость, петербургская утонченность его стихов мгновенно пришлись по вкусу петербургской интеллигенции. С каждым новым сборником (“Ночной дозор”, “Заветное желание”, “Прямая речь”, “Таврический сад”, “Живая изгородь”, “На сумрачной звезде”) сквозь традицию пробивался и собственный голос. “Не жалуйся, о, не мрачней, ни о чем не грусти! / Претензии жизнь принимает от двух до пяти, / Когда, разморенная послеобеденным сном, / Она вам внимает, мерцая морским ободком”.

Присуждая первую награду Александру Кушнеру, Попечительский совет премии (профессора МГУ Владимир Новиков и Николай Богомолов, профессор РГГУ Дмитрий Бак, критики Андрей Немзер и Ирина Роднянская, соредакторы журнала “Звезда” Яков Гордин и Андрей Арьев) преследовали цель наградить именно Поэзию: чистую, кристальную, мастерски написанную и, наконец, заработанную всей жизнью.