Toyota верит в гибриды


Ожидается, что гибридные модели, оснащенные и традиционным бензиновым, и электрическим двигателем, позволят потребителям получить более мощное и экономичное средство передвижения. Для конкурентов Toyota действия корпорации означают только одно – необходимость предпринимать аналогичные шаги, вкладывая больше средств в развитие гибридных машин.

Toyota очень активно продвигает идею бензиново-электрических двигателей, особенно после повышения цен на бензин. Модель Prius, позволяющая проехать на 1 л бензина почти 22 км, пришлась по душе любителям новых технологий и быстро стала бестселлером. Сейчас Toyota выпускает уже второе поколение своих гибридов – это целая линейка машин от седанов класса люкс до внедорожников. В числе прочих моделей должна появиться и гибридная версия массового седана Camry.

“Для нас это ключевое стратегическое направление”, – заявил Кацуаки Ватанабе, занявший пост президента Toyota в июне. Японская компания намерена превратить гибридную технологию в общепринятый отраслевой стандарт, рассчитанный на потребителей, готовых заплатить за машину подороже.

Новая стратегия Toyota разворачивается на фоне не слишком успешных показателей американских конкурентов. Детройтским компаниям приходится сейчас решать множество серьезных проблем, включая рост затрат на медицинские услуги для членов профсоюзов и пенсионеров. Для привлечения клиентов американские автомобилестроители вынуждены все активнее прибегать к скидкам и прочим мерам поощрения спроса. Кредиты для них стоят все дороже – в мае этого года General Motors и Ford снизили инвестиционные рейтинги. В то же время у Toyota имеются довольно солидные запасы наличности, позволяющие вести в этом году ряд проектов по исследованию и разработкам, не прибегая к займам.

Детройтские компании пока осваивают гибридное направление гораздо менее активно, чем Toyota и Honda Motor. GM поначалу заявляла, что не собирается заниматься гибридами, предпочитая создавать автомобили на топливных ячейках. Но затем ведущий автомобилестроитель изменил решение – стало известно, что GM будет выпускать гибриды в партнерстве с DaimlerChrysler (германо-американская компания поначалу также высказывала сомнения в целесообразности развития гибридного направления). Ford сейчас продает гибридные версии двух своих внедорожников. В арсенале GM появился гибридный вариант пикапа Silverado (в России продается его близкий родственник, внедорожник Chevrolet Tahoe).

Тем временем Toyota предоставляет лицензию на свою гибридную технологию компании Nissan Motor. Кроме того, у Toyota есть соглашение об обмене соответствующими патентами с Ford (гибридные технологии Toyota и Ford имеют много общего).

Судьба гибридного направления, вероятно, будет для Toyota своеобразным тестом на способность стать безоговорочным лидером отрасли. Японская компания уже стала самым прибыльным автомобилестроителем в мире, теперь она догоняет GM по числу машин, продаваемых за год. В прошлом году Toyota продала 7,4 млн машин, в этом намерена взять рубеж в 8,5 млн. Объем продаж GM в 2004 г. составил 8,9 млн.

Вместе с тем ставка на гибриды представляет собой и изрядный риск. Прежде всего следует учесть фактор цены – гибрид стоит на $4000–5000 дороже аналогичного традиционного автомобиля. Даже экономия топлива, достигаемая благодаря электрическому двигателю, вряд ли компенсирует эту разницу в цене. Правда, Ватанабе полагает, что знаменитая производственная система Toyota в конце концов позволит компании существенно сократить стоимость гибридов. (WSJ, 13.07.2005, Александр Силонов)