Где остатки более сладки


По оценкам Евростата, расходы среднестатистической европейской семьи на распродажах (подразумеваются как распродажи одежды, так и бытовой техники и других товаров народного потребления) составляют почти половину консолидированного дохода. Неудивительно, что к вытрясанию кошельков своих граждан европейские торговые дома подходят с полной ответственностью. Правда, покупатели тоже не зевают. Они порой не хуже продавцов осведомлены не только о дате, но и о точном времени падения цен на сезонные коллекции. Из года в год в час икс у магазинов выстраиваются длинные очереди. Правда, другое жесткое правило на европейских распродажах – первоначальная скидка не может быть меньше 20% – немножко сдерживает пыл покупателей.

Местные правила игры

В Москве все по-другому. Каждый магазин играет по своим правилам. Исключение составляют монобрэндовые бутики, там распродажи стартуют одновременно с объявлением скидок в головных магазинах на Западе.

“Мы стараемся работать по европейским стандартам, но, поскольку у нас нет единого закона, который регламентировал бы правила распродаж, придерживаться каких-то определенных традиций бывает трудно, – говорит PR-менеджер сети бутиков “Подиум” Константин Самойлов. – Например, мы не можем заранее назвать точную дату начала распродажи, как, впрочем, и дату ее окончания. Некоторые магазины начинают понижать цены слишком рано или слишком быстро устанавливают высокие скидки, это выглядит некорректно по отношению к конкурентам. Например, в этом году один крупный мультибрэндовый бутик объявил о скидках уже в мае. У нас распродажи начались в июне с 30%-ных скидок, наплыв покупателей наблюдался уже в первую неделю – и в первую очередь уходили вещи, которые покупатели присмотрели себе заранее”.

В мультибрэндовых бутиках распродажи обычно длятся дольше, чем в монобрэндовых. Тому есть простое объяснение: магазин, представляющий одну-единственную марку, к началу следующего сезона должен освободить место под целую коллекцию. Другое дело магазины, под крышами которых соседствуют несколько брэндов, – они могут себе позволить некоторую свободу в формировании ассортимента и более плавно менять “лето” на “осень”.

“В наших бутиках замена коллекций происходит постепенно, – говорит Самойлов. – Первые поступления осенне-зимних коллекций начались две недели назад, но летние вещи еще занимают существенную часть торговых площадей. На них действует 50%-ная скидка, установленная с 1 июля. В августе покупатели продолжают достаточно активно интересоваться летними вещами. На товары, попадающие под категорию over season – внесезонных, – скидок нет. Это джинсы, отдельные аксессуары, классические модели обуви. Не стоит сейчас рассчитывать на удачные находки и тем, кого интересуют горячие брэнды – такие, как McQueen, Chloe, Stella McCartney: их коллекции уходят раньше других, в первые недели распродаж”.

Продавцы бутика UK Style также надеются, что покупательский интерес к летним коллекциям сохранится до конца августа. Первые скидки – 20% – были установлены 1 июля, сейчас на табличках, оповещающих о снижении цен, фигурируют 50, 60, 70%. Цены на прошлогодние коллекции выглядят еще более привлекательно – минус 80%, причем они распространяются и на внесезонные классические модели. В магазинах обуви и аксессуаров Rendez-vous распродажи стартовали три недели назад, тем не менее скидки на некоторые модели доходят до 80%. Шлепанцы Free Lance, за которые в начале сезона пришлось бы заплатить 7190 руб., теперь можно купить за 2990 руб., на лодочках от Karine Arabian ценник с цифрой 9390 заменен на новый – 2990 руб. По очень выгодной цене – за 1990 руб. – можно купить босоножки Casadey и мужские туфли от французского дизайнера Gerard Sene – за 5900 руб.: их первоначальная цена составляла 13 990 руб.

По словам менеджера по рекламе Rendes-vous Елены Кирютиной, летние скидки будут действовать еще достаточно долго: после поступления в магазины основной части осенне-зимних коллекций остатки летней будут переправлены в магазин Rendez-vous, расположенный в ТК “Охотный Ряд”.

В Crocus City Mall скидки, как и в большинстве других магазинов, держатся на уровне 50%. Впрочем, летние декорации в витринах медленно, но верно меняются на осенние: по словам PR-менеджера группы “Крокус” Никиты Оганяна, в этом году в магазины довольно рано стали поступать осенние коллекции и сейчас большинство покупателей уже присматривают себе одежду на начало холодного сезона. А пик летних распродаж, по его словам, миновал еще в июне.

В бутик Metropol for DSquared2 также начинает поступать новая осенне-зимняя коллекция, но и остатки летней по-прежнему вызывают активный покупательский интерес. “Мы пока не собираемся убирать из зала остатки летней коллекции. Это нецелесообразно, так как она до сих пор очень хорошо продается, — говорит PR-директор бутика Манэ Меликян. – У нас есть покупатели, которых интересуют исключительно новые коллекции, и те, кто пополняет свой гардероб только на распродажах. Эти покупатели считают, что любая вещь вполне может подождать своего часа полгода, до распродажи. Кстати, к этой категории клиентов часто относятся люди, способные без малейшего ущерба для кошелька позволитьсебе понравившуюся покупку по первоначальной цене”.

Враг модниц и двигатель торговли

По мнению Меликян, главный враг московских модниц – погода. Ряд клиентов совершает покупки сразу же после поступления летней коллекции в бутик – еще в январе-феврале. Для них принципиально важно продемонстрировать вещи из новой коллекции самыми первыми. Но “быть первыми” получается не всегда: лето к нам приходит слишком поздно, и момент, когда можно будет “выгулять” свое новое платье, наступает, как правило, не раньше июня. Во многих магазинах к этому времени уже начинаются распродажи, и точно такие же платья, но уже со скидкой покупают все остальные.

По той же причине – из-за затяжной зимы – распродажи в Москве начинаются значительно раньше, чем в европейских столицах. Поступающие уже в феврале летние коллекции, как правило, раскупаются очень вяло: когда на улице снег и весенние заморозки, люди еще не готовы к покупке купальника или тонкого шифонового платья. Поэтому во многих магазинах накапливаются огромные остатки летних коллекций, и уже к майским праздникам там спешат объявить о распродаже.

На летних распродажах очень выгодно покупать закрытую обувь – туфли, кроссовки, лоуферы, мокасины. В Европе весенне-летний период длится значительно дольше, чем у нас, поэтому в коллекциях известных брэндов такой демисезонной обуви обычно бывает много. А для Москвы она очень актуальна – закрытую обувь можно носить хоть до первых заморозков. Другие удачные с точки зрения практичности покупки – кожаные куртки и пиджаки. У нас к началу распродаж они чаще всего остаются, их начинают активно покупать как раз в августе, с расчетом надеть обновку осенью.

Разумеется, распродажи не длятся в России круглый год – просто они не регламентируются законом, как в европейских государствах. Поэтому руководство каждого бутика в частном порядке принимает решение – оставлять или нет в торговом зале летние вещи, в то время как на улице уже моросит сентябрьский дождь. Когда наступают первые холода и предлагать летние блузки и платья становится совсем уже неприлично, их прячут обратно на склад – чаще всего, чтобы вновь выставить на продажу через полгода, но уже с 70–80%-ной скидкой.

C зимними распродажами ситуация несколько иная – поскольку московская зима начинается гораздо раньше и длится дольше, чем лето. В этом случае магазины не слишком спешат вывешивать на витринах таблички с надписями Sale.

В Париже или Милане такой практики нет. Когда звучит финальный гонг, оповещающий об официальном окончании распродаж, остатки коллекций окончательно покидают торговые площади бутиков. В Париже не нашедшие своих покупателей вещи чаще всего переправляются в специальные стоковые магазины, которые носят название Degriffes. Скидки в них, как правило, не опускаются ниже 70%. В Москве некоторые торговые марки также имеют свои стоки – например, “Дикая орхидея” или демократичный Mexx.

Теперь о том, насколько у нас сопоставимы цены с западными после начала распродаж. В Москве цены изначально завышены. Поэтому в разгар распродаж, когда коллекции становятся дешевле на 50–70%, у москвичей появляется шанс приобрести вещь либо по ее реальной цене, либо по цене чуть ниже.