Соперники Шредера упускают победу


Досрочные парламентские выборы в Германии намечены на 18 сентября. Согласно опубликованным во вторник данным опроса, проведенного германским Forsa Institute, рейтинг коалиции Христианского демократического союза и Христианского социального союза упал за последние два месяца на 7%. (до 42%). Христианские демократы по-прежнему далеко опережают правящую Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) Герхарда Шредера с ее 28% рейтинга. Однако продолжающееся снижение популярности ХДС/ХСС означает, что им и их союзникам из СвДП может не хватить мест в парламенте для создания правительственной коалиции большинства.

Христианские демократы допускают в своей кампании одну ошибку за другой. На прошлой неделе лидер ХДС Ангела Меркель, выступая по телевидению, оговорилась, заявив, что предложенное ее партией повышение НДС приведет “к падению общей суммы заработной платы на 1%”, в то время как имелось в виду “повышение” заработной платы после уплаты налогов на 1%. Неуклюжие попытки команды Меркель обратить дело в шутку лишь усугубили положение. Меркель дважды под предлогом нехватки времени отказывалась от теледебатов со Шредером. В результате создалось впечатление, что она боится вступать в прямую дискуссию с канцлером.

На востоке страны позиции ХДС/ХСС пострадали от комментариев Йорга Шенбома, представлявшего партию в правительстве Бранденбурга. Шенбом заявил, что рост числа детоубийств в регионе связан с “пролетаризацией” населения бывшей ГДР за годы социализма. Заявления Шенбома вызвали недовольство жителей востока страны, а Меркель, сама уроженка Восточной Германии, была вынуждена принести извинения землякам.

“Сильная поддержка, которую имели христианские демократы в конце мая, тает на глазах”, – не скрывает радости менеджер кампании СДПГ Кайо Вассарховель. Избирательная кампания социал-демократов, разработанная рекламным агентством Butter, использует слабые места Меркель и ее партии. Акцент делается на высмеивании неуклюжего поведения Меркель и тиражировании страхов перед запланированным христианскими демократами повышением НДС. Одна из листовок, выполненная в виде рекламного постера, показывает, как компьютер, стоящий сейчас 999 евро ($1236), подорожает еще на 17 после введения “налога Меркель”. Однако конкурент Вассарховеля, менеджер кампании ХДС Иоханнес фон Тадден, не видит причин для пессимизма. “Выборы еще не выиграны, но нет поводов для беспокойства”, – говорит фон Тадден. Решающими будут последние три недели, когда ХДС задействует все свои резервы для победы, напомнил Тадден. (FT, 11.08.2005, Василий Кашин)