Битва в Хитроу


За пять с половиной лет руководства British Airways Эддингтон не раз выводил ее из-под огня. Ему пришлось управлять компанией в условиях экономического спада, терактов, войны в Ираке, эпидемии SARS и, наконец, роста цен на нефть. В отличие от некоторых европейских конкурентов, чахнущих под внешним управлением или балансирующих на грани банкротства, British Airways не только пережила кризис 2001 г, но и стала сильнее. В августе компания опубликовала лучшие за последние восемь лет результаты за I квартал, а в прошлом году получила самую высокую операционную прибыль среди всех авиакомпаний мира.

Впрочем, до некоторых вопросов, например отношений с сервисными компаниями в Хитроу у Эддингтона руки так и не дошли. В итоге каждое лето, когда увеличивается наплыв пассажиров, British Airways приходится работать в условиях форс-мажора.

У компании есть стратегическое решение этой проблемы. В марте 2008 г. British Airways должна перевести все свои операции в Хитроу в новый (пятый) терминал. Благодаря этому компания рассчитывает снизить издержки, потому что ей больше не придется перевозить пассажиров и багаж по огромному аэропорту.

Решать эти вопросы придется уже Уолшу, бывшему гендиректору государственной ирландской авиакомпании Aer Lingus. Бывший летчик, Уолш возглавил Aer Lingus в конце 2001 г., когда после терактов 11 сентября компания потеряла значительную долю рынка и доходов. Она страдала от избыточного штата, плохих отношений с профсоюзами и конкуренции с ирландской Ryanair.

Под руководством Уолша Aer Lingus провела успешную реструктуризацию, едва ли не самую радикальную среди авиакомпаний Европы. Сокращение издержек и снижение цен на авиабилеты позволило повысить ее конкурентоспособность. За два года Aer Lingus сократила штат на 30% – с 6108 сотрудников в 2001 г. до 4281 в 2003 г. Благодаря этим успехам Уолш и получил приглашение перейти в British Airways. Новый гендиректор, отличающийся жесткостью характера, должен привить British Airways более агрессивный стиль управления.

Уолш покинул Aer Lingus не по своей воле. Он предложил правительству бизнес-план, предполагающий сокращение еще 30% рабочих мест до 2007 г. и выкуп акций компании менеджментом. Ирландские власти долгое время откладывали приватизацию авиакомпании, а Уолш добивался ее скорейшего проведения. Но получить поддержку правительства он так и не смог. Масла в огонь подливали профсоюзы, выступавшие против сокращения рабочих мест. В конечном итоге Уолшу пришлось признать поражение и уйти в отставку.

Это сражение возобновится теперь в British Airways, только его масштаб будет во много раз большим. Зарубежные рейсы компании в основном летают из Хитроу, аэропорта со штатом в 7000 человек, который считается оплотом профсоюзов в Великобритании. Главный организатор забастовок в Хитроу – профсоюз работников транспорта и разнорабочих (TGWU), хотя здесь есть и профсоюзы поменьше, стремящиеся привлечь в свои ряды рабочих Хитроу.

Забастовку, парализовавшую Хитроу на прошлой неделе, начали сотрудники поставщика бортпитания Gate Gourmet, которые узнали о планах сокращения 800 рабочих мест. Gate Gourmet уже потеряла контракт на обслуживание британской авиакомпании Virgin Atlantic из-за неспособности поставлять продукты по конкурентным ценам.

Главный вопрос, стоящий перед British Airways сводится к тому, сумеет ли компания расстаться со старым багажом неприятностей, когда переедет в новый терминал, или нет. Забастовка, прошедшая на прошлой неделе, может стать первым сигналом начала новой битвы с профсоюзами.

Этот спор является ориентиром для Уолша. И он, возможно, будет действовать не так, как Эддингтон. “Род сделал много, но и Уилли он оставил немало, – говорит топ-менеджер одного из главных конкурентов British Airways. – Род избегает конфронтации, Уилли же не видит в этом большой проблемы. Он может браться за трудные вопросы и заниматься неприятными вещами”. Вопрос в том, какую цену ему за это придется заплатить? (FT, 12.08.2005, Татьяна Бочкарева)