“Наши” – бюджетная организация


Об отношении граждан к политическим молодежным организациям ВЦИОМ спрашивал дважды – в конце мая и начале августа. За это время известность “Наших” почти не выросла: о них знают 18% населения (было 17%). Их догоняют лимоновцы: об НБП слышали 16% (было 13%). Остальные движения намного менее известны. Симпатизируют граждане более всего “Нашим” (8%), прочие организации набирают по 2–3% сторонников.

ВЦИОМ задал и дополнительный вопрос: “Должно ли государство поддерживать политические молодежные организации – такие, как движение “Наши”?” Идею поддержали 33% и еще 11% высказались за господдержку, но без прямых бюджетных вливаний.

Замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин объясняет это тем, что “Наши” воспринимаются как самая крупная организация, которая к тому же поддерживает Владимира Путина и “пригревается под его крылом”. Лидер молодежного “Яблока” Илья Яшин считает, что создается благоприятный фон для перехода на госфинансирование организации Василия Якеменко – по образцу комсомола советских времен.

“Сегодня источники финансирования “Наших” непонятны и неизвестны, – констатирует Яшин. – Видимо, есть какие-то бизнесмены, есть договоренности с ними на уровне администрации президента. Они выделяют деньги непонятно по каким схемам”. Но существует опасность, что эти спонсоры попытаются взять движение под собственный контроль. “Специальная статья в бюджете на “Наших” – это было бы проще с точки зрения контроля”, – считает Яшин.

“Не столь важно, кто финансирует позитивные молодежные проекты, – главное, чтобы это были российские деньги”, – уверяет пресс-секретарь “Наших” Иван Мостович. Проверка этих средств на чистоту происхождения, по его словам, – проблема компетентных органов. В то же время, говорит Мостович, “мы знаем наших спонсоров как людей порядочных, представляющих серьезный крупный бизнес”. Яшин оценивает годовой бюджет “Наших” минимум в $50 млн. “Это оценка от фонаря. Сейчас об этом говорить рано: движение существует лишь несколько месяцев”, – парирует Мостович.

По мнению представителя “Наших”, закон пока не позволяет напрямую финансировать молодежные организации из госбюджета. Мостович не исключает, что в будущем было бы полезно финансировать из госказны реальные патриотические проекты – и не обязательно лишь те, что осуществляются “Нашими”.

Илье Трунину из Института экономики переходного периода целенаправленное госфинансирование “Наших” кажется весьма экзотической затеей, но, по его мнению, никто не мешает перечислять средства на мероприятия “Наших”, проводимые в рамках федеральной молодежной или других госпрограмм.

С ним согласен политолог Дмитрий Орешкин. Прописать поддержку организации Якеменко отдельной строкой в бюджете трудно технологически. “Это надо проводить через Думу, что вызовет ненужную огласку, – говорит политолог. – “Наши” – это не общий комсомол для всей страны, а все-таки это сурковский комсомол. Сергею Миронову [председателю Совета Федерации] он не нравится. А есть, скажем, комсомол “Родины”. По мнению Орешкина, проще увеличивать финансирование молодежного воспитания в целом, а уже из этого бюджета по мере необходимости субсидировать отдельные проекты Якеменко. “А с функциональной точки зрения удобнее по-прежнему спонсировать их вчерную”, – резюмирует Орешкин.