Телефоны за $40


Программу по продвижению на рынки развивающихся стран сверхдешевых сотовых телефонов организовали крупнейшие мировые поставщики электронных компонентов и устройств, входящие в международную Ассоциацию GSM. Эта организация продвигает беспроводное оборудование на основе стандарта GSM, наиболее распространенного в Европе и Азии. “Мы иногда забываем, что около 4 млрд человек на Земле никогда не пользовались мобильной связью”, – говорит Бен Соппитт, директор по стратегическим инициативам ассоциации.

Производители телефонов рассчитывают на массовые продажи, которые дадут им дополнительный источник доходов и прибыли. В Индии дешевые трубки, поставляемые Motorola, уже сейчас продаются примерно по $46. В других странах цена может оказаться несколько более высокой из-за более высоких налогов и затрат на дистрибуцию.

Вслед за Motorola и другие производители телефонов стали уделять более пристальное внимание аппаратам нижнего ценового диапазона. Многие аналитики полагают, что у поставщиков просто нет выбора, поскольку основным источником роста продаж сейчас могут стать только бедные страны с еще не насыщенным рынком.

Выгод от освоения развивающихся рынков ожидают и изготовители полупроводниковых микросхем, жидкокристаллических панелей, пластиковых корпусов и прочих телефонных компонентов. Аналитики из инвестбанка Lehman Brothers Holdings отмечали в июльском отчете, что популяризация дешевых телефонов будет способствовать росту бизнеса таких компаний, как Compal, занимающаяся сборкой телефонов по заказу других производителей, Taiwan Green Point, специализирующаяся на изготовлении пластиковых корпусов, China TechFaith Wireless Communication Technology, проектирующая новые модели телефонов, и Compeq Manufacturing, изготовляющая печатные платы. Продукцию таких компаний используют ведущие производители трубок – в частности, Motorola, Nokia и Samsung.

Впрочем, для самих производителей телефонов экономические перспективы новой программы не очень ясны. Продажа сверхдешевых моделей наверняка позволит им увеличить доходы, но прибыльность их бизнеса при этом может снизиться. “Изготовителям придется пожертвовать частью той нормы прибыли, которую им обеспечивают модели верхнего ценового диапазона”, – считает Брэд Экьюз, аналитик калифорнийской компании Current Analysis.

По оценке Lehman Brothers, снижение цены телефона всего на $20 повышает его доступность для потребителей из бедных стран на 43%. Покупая телефон за $30, средний житель такой страны тратит меньше своего месячного заработка, в то время как цена в $50 уже на 40% превышает его размер.

По словам Экьюза, уже сейчас в ряде развивающихся стран стандартная цена сотового телефона находится в диапазоне $50–60, при том что в среднем по миру средняя цена составляет порядка $130–140. Lehman Brothers прогнозирует, что благодаря инициативе ассоциации в этом году в Азии будет продано 279 млн трубок. (WSJ, 18.08.2005, Александр Силонов)