Слишком дорогие рабочие


Мировой авторынок разделился. Корейские производители Hyundai Motor и KIA, продажи которых растут, вынуждены отбиваться от атак собственных же рабочих – они устраивают забастовки с требованием повысить зарплату. Американские и европейские производители, продажи которых падают, вынуждены проявлять жесткость по отношению к своим рабочим. На днях General Motors заявила, что в течение четырех лет закроет восемь заводов и уволит 25 000 сотрудников – 14% от нынешнего штата.

Лишится работы и часть сотрудников Volkswagen. Вчера представитель VW заявил, что компания страдает от переизбытка производственных мощностей и “поэтому будет предпринимать усилия по сокращению рабочих мест”. На немецких заводах VW трудится 179 000 человек. Представитель VW заявил, что несколько тысяч из них будут сокращены в ближайшее время.

VW штормит уже несколько лет. Из-за мощной атаки азиатских производителей доля VW на рынках США и Китая резко сократилась. В прошлом году на американском рынке Volkswagen понес убытки в $52 млн. В этом году продажи концерна снизились на 24%. В VW считают, что сокращение штата существенно снизит себестоимость автомобилей, ведь немецкие рабочие – самые высокооплачиваемые в мире: они получают в час 34 евро ($41), тогда как в Америке средняя зарплата – 25,5 евро ($30,5) в час.

Решение о сокращении штата сотрудников совпало с запуском VW нового компактного внедорожника. По словам управляющего VW Бернда Пишецридера, компания решилась на сокращение штата, чтобы сделать новый внедорожник более конкурентоспособным на рынке. Представитель VW добавил, что новый автомобиль будет производиться на заводе в Португалии, так как затраты там гораздо ниже – производство одного автомобиля на 1000 евро дешевле, чем в Германии.

Однако сократить рабочих в Германии концерну будет не просто. Трудовой договор с ними заключен до 2011 г. К тому же основной акционер VW – правительство земли Нижняя Саксония выступит против этого, чтобы не усугублять безработицу. Сокращение рабочих станет вызовом нынешним властям страны. Программа VW по снижению затрат на зарплаты сотрудникам развернулась менее чем за две недели до досрочных выборов в бундестаг, запланированных на 18 сентября. К выборам страна и так подойдет с высоким уровнем безработицы – 11,6%, что нанесет удар по репутации нынешнего канцлера Германии Герхарда Шредера, когда бундестаг будет выбирать нового канцлера. (WSJ, 6.09.2005, Анастасия Бокова)