ВДАЛИ: Под одной крышей


Фред Гудвин, генеральный директор банковской группы Royal Bank of Scotland (RBS), переехал в новый офис в августе. Из центра города он перебрался на природу. И это не просто переезд штаб-квартиры – это отзвук целой эпохи в жизни британских корпораций.

В XIX в. несколько крупнейших британских компаний тоже переводили корпоративные здания за пределы крупных городов – туда, где земля была подешевле. Со временем вокруг новой штаб-квартиры вырастал целый город.

Вот и сейчас RBS покидает несколько городских офисов и перевозит 3250 сотрудников в новый комплекс в местечке Гогарберн в получасе езды на автомобиле от центра Эдинбурга. Строительство нового корпоративного кампуса с зелеными лужайками обошлось компании в $630,6 млн. Для удобства его обитателей на территории площадью 40 га располагается супермаркет Tesco; при необходимости, не покидая комплекса, сотрудники могут попасть на прием к врачу, в том числе и к зубному, купить в аптеке необходимые лекарства или, напротив, размяться в фитнес-центре. Обитателями кампуса могут стать и дети сотрудников – правда, маленькие: для них построили детский сад.

В США подобные корпоративные кампусы – чрезвычайно распространенное явление. Например, кампус корпорации по производству программного обеспечения SAS Institute находится в штате Северная Каролина и раскинулся на территории в 77 га. Кроме того, корпорация купила несколько тысяч гектаров по соседству с кампусом под жилую застройку для сотрудников. После чего пришлось на территории кампуса построить несколько новых школ.

В RBS следовать примеру SAS и строить школы и дома для сотрудников пока не собираются. Создателям проекта в Гогарберне оказался ближе опыт банка Merrill Lynch в штате Нью-Джерси.

Увлечение корпоративными кампусами наводит британских историков и психологов бизнеса на воспоминания двухвековой давности. В те отдаленные времена подобную практику использовали “корпоративные предки” нынешних гигантов Unilever и Cadbury – они вывели свои штаб-квартиры за городскую черту, и со временем вокруг их новых корпоративных центров выросли города.

В 1878 г. братья Ричард и Джордж Кедбери решили переместить свою компанию из Бирмингема в поместье Борнбрук площадью 5,6 га. Вокруг фабрики они построили городок и назвали его на французский лад – Бурнвиль. А французское название они выбрали потому, что лучшим считался тогда именно французский шоколад. Работникам фабрики братья Кедбери предоставили на новом месте жилье, построили больницы и учебные заведения.

И до сих пор г. Бурнвилем управляет специальный фонд, созданный Cadbury, а компания по-прежнему финансирует спортивный центр и медицинские учреждения для сотрудников. Собственно, как и RBS, Cadbury выбирала место для своего кампуса, во многом руководствуясь его расположением по отношению к транспортным линиям. Бурнвиль был основан в непосредственной близости от железной дороги и канала, а кампус RBS – совсем рядом с международным аэропортом.

Другой пример: в конце XIX в. основатель компании Unilever Уильям Хескет Левер построил так называемую “образцовую деревню” Порт-Санлайт. Правда, в городке Unilever рабочим приходилось платить за жилье довольно высокую арендную плату, а сам стиль городского управления там некоторые считали слишком “патерналистским”. В современных корпоративных кампусах компании не стремятся жестко регламентировать их уклад.

“В RBS вовсе не стремятся навязывать свои правила обитателям кампуса, – рассказывает Брайан Лайтбоди, управляющий директор архитектурного бюро Michael Laird Architects, автор проекта кампуса в Гогарберне. – Они просто хотят создать как можно более комфортные условия для работы, чтобы сотрудники не уходили из компании”.

По данным исследования, опубликованного в мае Британским советом офисов, улучшение условия работы на самом деле приводит к снижению текучести кадров. Однако поможет ли переезд в кампус, об этом в исследовании не говорится.

Менеджеры RBS утверждают, что одно из преимуществ кампуса в том, что у сотрудников из различных подразделений появляется больше возможностей общаться в неформальной обстановке. Это же, по их убеждению, должно вести к росту эффективности всего бизнеса.

Ученые не торопятся соглашаться. “Исследования показывают, что при более частых встречах и обсуждениях на самом деле генерируется больше идей, – рассказывает Айан Дональд, профессор по профессиональной психологии из Ливерпульского университета. – А вот количество по-настоящему интересных решений не больше, чем на обычных заседаниях”.

Впрочем, что касается RBS, переезд в кампус уж точно поможет ей сильно сократить расходы хотя бы в одном: много офисов, разбросанных по всему городу, наконец переехали под одну крышу. (DJ, Екатерина Кудашкина)