Ураган не страшен


Объем торгов погодными фьючерсами – контрактами, позволяющими хеджировать риски, связанные с природными катаклизмами, – растет стремительными темпами: за январь – август на Chicago Mercantile Exchange (CME) было заключено 500 000 контрактов – в три раза больше, чем за весь 2004 г. После “Катрины” их скорее всего станет еще больше. Ураган показал, что прочность мировой финансовой системы зависит и от способности бизнеса хеджировать риски.

Примерно треть ВВП США прямо или косвенно зависит от погоды, поэтому потенциал рынка погодных фьючерсов практически неисчерпаем, считает Колт Хепп, руководитель подразделения по погодным фьючерсам брокерской фирмы ICAP.

Идея торговли погодными фьючерсами родилась на CME в 1992 г., торги проводятся с 1997 г. Сейчас большую и самую ликвидную часть погодных фьючерсов составляют контракты на среднюю температуру в крупных городах на определенную дату. Есть еще контракты на выпадение осадков. К началу следующего сезона ураганов CME собирается запустить новый контракт, хеджирующий риски от ураганов.

Биржа предлагает инвесторам контракты на 18 городов США, где температура подвержена особенно большим колебаниям: Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфию, Бостон, Де-Мойн и Лас-Вегас, а также на крупнейшие города мира. При расчетах контрактов в качестве главного ориентира была выбрана температура в 18 градусов по шкале Цельсия – при ней в жилых помещениях обычно не включают ни отопление, ни кондиционеры. Для определенного месяца подсчитываются “дни с отоплением” и “дни с кондиционерами”, а также общее число градусов выше или ниже этой величины в течение всего месяца.

Погодные фьючерсы в первую очередь выгодны коммунальным службам, стремящимся защитить доходы от температурных скачков, вместе с которыми падает или растет спрос на их услуги. Энергетическим компаниям эти контракты позволяют давать более точные прогнозы по прибыли. Правда, с недавнего времени погодными фьючерсами стали интересоваться и другие организации, например Chicago Park District (оператор десятков парков, пляжей, детских площадок, рекреационных центров с бассейнами, теннисными кортами и т. д.). “Это лето в Чикаго было прохладным, и моя семья так ни разу и не выбралась в бассейн, – говорит руководитель торгов погодными фьючерсами на CME Феликс Карабелло, – а через два месяца мне позвонили из Park District с вопросом об этих контрактах”.

Стремительный рост торгов погодными фьючерсами начался, когда их открыли для себя хедж-фонды. Этот рынок интересен фондам, “потому что им невозможно манипулировать, он никогда не лопнет и не обвалится. Он непредсказуем, но прогнозируем, потому что в основу прогнозов заложена температура за последние 10 лет”, говорит президент WeatherEx Скотт Мэтьюз.

Сейчас некоторые ритейловые и туристические компании имеют обыкновение списывать расхождения между квартальной прибылью и прогнозами на неблагоприятную погоду. По мнению Карабелло, дни подобной практики сочтены. “Раньше в своих плохих результатах компании обвиняли погоду, и возразить на это было нечего, – говорит он, – но скоро плохая погода перестанет быть оправданием низкой прибыли”. (FT, 20.09.05, Татьяна Бочкарева)