Битва компактов


Евгений Богданов, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A. T. Kearney, оценивает объем продаж класса B в 2005 г. в 70 000–75 000 автомобилей (без учета Hyundai Accent и “Калины”), что составит около 4–5% рынка. По оценке гендиректора РАМ Владислава Цветкова, с учетом 18 500 “Калин”, которые планирует выпустить в этом году “АвтоВАЗ”, доля автомобилей B-класса в России составит около 7%, а с учетом Hyundai Accent – около 11%. Цветков говорит, что два года назад в этом классе продавалось только 3% машин.

По словам Богданова, в России всегда преобладал C-класс, но в последнее время его доля снижается за счет привозных автомобилей других классов. В 2002 г. доля C-класса составляла, по его оценке, около 65%, сейчас – около 60%, а к 2008 г. вряд ли опустится ниже 55%. Доля A-класса снизилась за счет спада продаж “Оки” с 5–6% до 4%. Автомобили D-класса, а также популярные в России внедорожники и мини-вэны стабильно занимают долю в 12–14%.

Эксперты автомобильного рынка разошлись в оценках, к какому классу отнести один из самых популярных автомобилей в России – Hyundai Accent. На заводе “ТагАЗ”, где собирается Accent, его относят к классу С. С одной стороны, длина автомашины – 4235 мм – выводит Accent в класс С. Но по другим показателям – ширине, высоте и размеру колесной базы – Accent (1680, 1395, 2440 мм соответственно) уступает многим бесспорным представителям класса В, например Hyundai Getz (1665, 1490, 2455 мм) или Volkswagen Pointer (1621, 1415, 2468 мм), что позволяет некоторым аналитикам причислять Accent к классу В. Поэтому в своем анализе рынка автомобилей класса В “Ведомости” решили учитывать и статистику продаж Hyundai Accent.

Продажи в России бестселлеров класса B за первое полугодие 2005 г. уже догоняют объемы продаж за весь 2004 г. За этот период было продано 7672 автомобиля Hyundai Getz, а за весь прошлый год –

11 128 автомобилей. Не менее оптимистично выглядят и показатели продаж Hyundai Accent – 20 031 в 2004 г. и 17 850 в первом полугодии 2005 г. Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу и PR группы компаний “Рольф”, говорит, что “потенциальный лидер рынка” класса В – вазовская “Калина”, но пока ее объем производства слишком мал. Как сообщил представитель “АвтоВАЗа”, в 2005 г. будет выпущено 18 500 автомобилей.

Корейские лидеры

Абсолютным лидером рынка иномарок B-класса по-прежнему остается корейская модель Hyundai Accent российской сборки. Производство Hyundai Accent в России началось в 2001 г., и с тех пор продажи этой модели росли большими темпами. Если в 2002 г. их было продано 3174, то уже в 2004 г. – 20 031. За первое полугодие ТагАЗу удалось продать 17 850 машин, а источник на заводе говорит, что объемы выпуска определяются количеством машинокомплектов, которые привозятся из Кореи: “Если бы поставки были не ограниченными, наши дилеры могли бы продавать процентов на 30 больше”. “Мы уговариваем руководство ТагАЗа снять с производства Sonata, заменив ее на Accent”, – говорит один из дилеров завода. По прогнозу Тараканова, в этом году будет продано до 40 000–50 000 автомобилей этой марки.

В пресс-службе ТагАЗа объясняют популярность модели именно оптимальным соотношением цены и размерности автомобиля. “Это небольшой, экономичный и недорогой автомобиль, размеры которого в то же время позволяют позиционировать его и как семейный”. В минимальной комплектации Hyundai Accent стоит около $10 900 и оснащен кондиционером, регулируемой рулевой колонкой, аудиосистемой. В максимальной (цена около $13 200) добавляются ABS, подушка безопасности водителя, центральный замок, стеклоподъемники, электропривод и подогрев зеркал. Все версии оснащены 16-клапанным двигателем объемом 1,5 л и мощностью 102 л. с.

Другие “корейцы” пока сильно отстают от Hyundai в B-классе. По словам представителя компании Sokia, дистрибутора KIA, производство на “Автоторе” модели Rio было прекращено в июле этого года, а продажи новой версии Rio начались в сентябре. Цена на эту модель начинается от $13 900 и достигает $18 500. В базовой комплектации она оснащена ABS, двумя подушками безопасности, гидроусилителем руля. Но, как считает сотрудник московской компании “Инком-Авто”, пожелавший остаться неназванным, новая Rio вряд ли будет популярна в России, прежде всего из-за цены.

Вместо “Запорожца”

В этом году в сегменте B появился наконец и отечественный автомобиль – “Калина” производства “АвтоВАЗа”. По словам гендиректора РАМ Владислава Цветкова, “АвтоВАЗ” и “ИжАвто” всегда производили только автомобили класса C, ГАЗ со своей “Волгой” работает в классе D, а в классе B в советское время выпускался только “Запорожец”. Эксперты прогнозируют, что “Калина” может стать лидером в классе B уже в 2006 г.

Эта модель начала продаваться весной 2005 г., и до конца года тольяттинский автозавод планирует реализовать 18 500 “Калин”, рекомендованная розничная цена которой составляет 224 200 руб. (около $7950). Сейчас дилеры жалуются на слишком малый объем поставок этой модели. “Калина” в единственной пока комплектации “Норма” оснащена 8-клапанным двигателем 1,6 л, усилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, стеклоподъемниками передних дверей. В 2006 г. должны появиться еще две комплектации – “стандарт” и “люкс”, к существующим опциям добавятся две подушки безопасности, кондиционер, полный электропакет.

Представитель “АвтоВАЗа” обещает, что цена в любой комплектации не превысит $10 000, а реальная цена “Калины” приблизится к рекомендуемой в следующем году, когда будет выпущено несколько десятков тысяч этих автомобилей. Правда, лидером в сегменте B вазовская разработка сможет стать только на следующий год – в 2006 г. завод планирует выпустить 60 000 “Калин”, а в 2007 г. выйти на проектную мощность производства – 220 000 автомобилей в год.

По словам представителя “АвтоВАЗа”, решение о производстве “Калины” было принято в 2002 г. исходя в том числе из популярности класса B в Европе. “Маркетологи просчитали, что к началу серийного производства ниша в классе компактных автомобилей должна быть свободна, и мы ее займем”, – говорит он. По его словам, сейчас очень хорошо продаются, к примеру, Hyundai Getz, но по сравнению с иномарками класса B “Калина” имеет “явное ценовое преимущество”, поэтому должна будет стать “массовым городским автомобилем”. Пока же “Калина” и корейские одноклассники в минимальной комплектации сопоставимы по цене: Hyundai Getz стоит сейчас от $10 300 (минимальная комплектация с двигателем 1,3 л) до $15 840 (максимальная комплектация с двигателем 1,6 л), а цена “Калины” у дилеров доходит до $9500.

Европейские компакты

Из европейских брэндов B-класса в первом полугодии 2005 г. в России лучше всего продавался собираемый в Турции Renault Symbol, которых было продано 3785. Цена на эту модель составляет от $11 260 до $14 200, по желанию клиента устанавливаются вторая подушка безопасности и ABS, подушка безопасности водителя и гидроусилитель руля присутствует во всех комплектациях, а кондиционер – в средней и в максимальной. В первой десятке по объемам продаж оказался также собираемый в Бразилии Volkswagen Pointer (от $9200 до $13 800) – за первые шесть месяцев их было продано 1428.

На автосалоне во Франкфурте Renault представила новую модель компакт-класса Clio III. Его продажи в Западной Европе уже начались – автомобиль, который в базовой комплектации оснащается двигателем 1,2 л (75 л. с.), стоит от 10 950 евро. В России Clio III начнет продаваться летом 2006 г. и придет на смену модели Clio II. Однако продажи построенной на базе Clio II модели Renault Symbol будут продолжаться.

В следующем году у россиян прибавится возможность приобрести европейский автомобиль “экзотической” сборки: Peugeot начнет продажи седана 206-й модели, выпускаемого компанией Khodro в Иране. По словам Константина Обухова, начальника отдела по работе с прессой “Пежо Рус Авто”, автомобиль будет продаваться только через официальную дилерскую сеть Peugeot, но цены на него пока не определены.

Китайская угроза

Не исключено, что через год-два значительная часть российского рынка класса B будет занята автомобилями китайского производства. По словам Сергея Сорокина, руководителя направления китайских автомобилей компании “Инком-Авто”, сейчас китайский класс B в России практически не продается, но “китайские автопроизводители рвутся в том числе и в этот сегмент”. Он говорит, что Chery A15, которая начнет продаваться в России осенью этого года, может уже в 2006–2007 гг. отнять у корейских автомобилей (прежде всего Hyundai Accent и Getz) до 15% рынка. Chery A15 с двигателем 1,6 л мощностью 94 л. с. будет стоить от $11 000 (с кондиционером и гидроусилителем) до $12 500 (добавляются ABS и две подушки безопасности). По его словам, другие китайские производители способны занять еще около 5% рынка B-класса. А Татьяна Колодина, коммерческий директор компании “Эридо” (дилер китайских внедорожников Great Wall), считает, что цена будет главным конкурентным преимуществом “китайцев”, которое позволит им встать в один ряд с Hyundai по количеству продаж.

Перспективы

По мнению Тараканова из “Рольфа”, В-класс в России не вырвется в лидеры еще как минимум лет 10: “В Европе популярность этого класса объясняется высокой плотностью населения и большим количеством автомобилей в городах, а также тем, что для Европы экономичность в эксплуатации автомобиля становится определяющей при выборе”. Рост продаж в сегменте B произойдет в первую очередь за счет продаж “Калины”, убежден Богданов из A. T. Kearney. “Но в России B-класс еще долго не будет популярен так же, как в Европе, просто в силу больших размеров страны”, – добавляет он. По словам Богданова, популярность B-класса тесно связана с урбанизацией, а у нас не так много мегаполисов с дефицитом места для парковки.

Независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук отмечает, что при росте цен на бензин (цена 1 л, по его словам, может вырасти в 2006 г. до $1) в России уже обозначилась тенденция роста рынка в секторе компактных автомобилей и лет через 5–7 Россия может приблизиться к европейским показателям. Алексейчук напомнил, что в 2006 г. будет увеличен транспортный налог. С 1 января 2006 г. на легковые автомобили налог возрастет в 1,3–2,8 раза в зависимости от мощности двигателя. Владельцы машин с двигателем от 70 до 100 л. с. будут платить 10 руб. за 1 л. с. (сейчас – 5 руб.), с двигателем от 100 до 150 л. с. – 20 руб. (сейчас – 15 руб.), с двигателем от 150 до 200 л. с. – 30 руб. (сейчас – 20 руб.), свыше 250 л. с. – 100 руб. (сейчас – 35 руб.).

“Рынок автомобилей компакт-класса будет расти в основном благодаря вазовской “Калине”, – говорит Цветков. Он считает, что “АвтоВАЗ” вряд ли сможет продавать запланированные 220 000 “Калин” в год, но, даже если их объем продаж возрастет до 110 000–120 000 в год, к 2008 г. доля B-класса может вырасти до 15%. А Богданов из A. T. Kearney говорит, что к 2008 г. доля возрастет до 12%.