Полезное недопонимание


Самая впечатляющая по оформлению выставка русской “Европалии” – “От царя к императору” в брюссельском Музее изящных искусств. Исторические реликвии из московских, петербургских и новгородского музеев представляют русских самодержцев от Ивана Грозного до Екатерины Великой (и путь нашей страны от азиатчины к европеизму) в полной темноте. Отчего высвеченные экспонаты сияют в гордом одиночестве и кажутся еще драгоценнее, а публика рискует в своем познавательном проходе по историческим коридорам царской власти получить травму. Выставка кружит голову в буквальном смысле, у нее крутой – с подъемами и спусками – маршрут.

Зрителей на выставке много, они увлеченно и с видимым трепетом рассматривают исторические и художественные раритеты, а также с большим вниманием, группами, долго слушают экскурсоводов, рассказывающих про деяния русских царей и личную жизнь российских императриц. Для повышения эффекта на выставке показывают классическое советское кино про царя Ивана Грозного и давнее голливудское – про Екатерину Великую. Кино музейным выставкам противопоказано, оно к исторической правде относится с пренебрежением, а музейные вещи как раз ее и хранят. Но бельгийцы решили, что кинематографическим вымыслом выставку, как кашу маслом, не испортишь. И на русский взгляд, кажется, все-таки переборщили.

Конфликт европейского дизайна и российского музейного менталитета случился и на выставке в Королевском музее искусства и истории, посвященной Транссибирской магистрали, но разрешился компромиссом, приведшим к неожиданной, хотя и не бесспорной удаче. Куратор выставки Ольга Нестерцева хотела твердой правды факта, а ей говорили, что зрителя надо брать за душу. Выставка, безусловно, берет, отличная европейская команда ее дизайнеров желаемого достигла, настояв на некоторых коррективах нашего представления Транссиба.

Виртуальный путь от Москвы до Владивостока начинается реальными шпалами, уходящими в экранную даль. Он отмечен остановками в больших городах, портретом Бориса Пастернака и цитатами из “Доктора Живаго”, уральскими самоцветами, вещами семьи Николая I (Екатеринбург), пейзажем Левитана, татарскими тюбетейками и шаманскими бубнами, чучелом медведя, пробирками с представителями флоры и фауны Байкала, кандалами (тема ГУЛАГа), портретом Чехова (Сахалин) и уникальными макетами паровозов и вагонов из петербургского Музея железнодорожного транспорта. Пожалуй, это представляет не столько реальную дорогу, сколько миф о ней. И конечно, все 9289 км Транссибирской магистрали никакими экспонатами не отмеришь, зато неафишируемая цель выставки, сделанной Государственным музейным центром РОСИЗО, достигнута. После просмотра хочется немедленно отправиться в путь. Говорят, что это будет стоить 4000 евро. Если разделить на километры – недорого.

Самый эффектный пример счастливой встречи отечественных экспонатов с бельгийским дизайном – выставка “Проспект Катарина” в Музее моды Антверпена. Это, конечно, не самая важная выставка “Европалии”, но зато бесспорно удачная. Заурядная задача – показ одежды – была выполнена с блеском и глубиной, которую сами экспонаты не обещали. Немного исторических и народных костюмов, серая масса рядовых советских шмоток, чуть современного искусства, кокошники и матрешки – из этого только выдающийся дизайнер мог сделать захватывающее и изощренное зрелище. Выставка вышла под маркой A.F. Vandevorst – одной из самых известных в мире современной моды.

Экспозиция начинается с “пропускных пунктов”, где посажены ряженные в милицейскую форму манекены, перед ними – очереди из манекенов, ряженных в одежду советских граждан (ничего страшного – мы в таком ходили). Манекены в казенных формах строго надзирают за зрителями во всех залах, но смотрятся очень элегантно. В залах же – десятки потертых шуб из шкур неопознанных животных, ряды стеллажей с сотнями пар сапог (солдатских, маршала Буденного, женских от модных дизайнеров – вперемежку), исподнее начала прошлого века из Исторического музея и похожее белье начала нашего века марки A.F. Vandevorst, старинные военные мундиры и вечернее платье от Жан-Поля Готье, вдохновленное гусарским ментиком, майка футболиста из колхоза имени Сталина в качестве реликвии и предтечи современных футболок с портретами и логотипами. Все это интересно, развлекает и выглядит как-то по-русски тепло и задушевно, но главное – убеждает, что в самых неказистых вещах можно найти стиль и красоту, а в сумрачном прошлом обнаружить вдохновенно позитивные стороны.

“Европалия” – совместное произведение бельгийских и российских культурных организаций. На примере этого фестиваля, по крайней мере на примере части его выставочной программы (о других, художественных, выставках читайте в ближайших номерах нашей газеты), ясно, что мы видим свою страну не совсем такой, какой хотят ее видеть европейцы. Ну и пусть, если успеху совместного дела это не мешает. Неразгаданность стимулирует интерес.