Вынужденное вторжение


В пятницу в первой половине дня спецподразделения отбили три объекта, где боевики укрылись с заложниками, – 3-й отдел милиции, магазин “Сувенир” и одно из зданий управления Федеральной службы исполнения наказаний. Было освобождено свыше 20 заложников и убито примерно столько же боевиков. Затем силовые структуры приступили к прочесыванию Нальчика и окрестностей в поиске скрывшихся боевиков. Президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности оценил работу силовиков положительно. “Плохо, что у нас еще возможны бандитские вылазки подобного рода”, – цитирует Путина сайт Кремля, но “хорошо то, что в этот раз все правоохранительные органы, силовые ведомства действовали слаженно, эффективно, жестко”.

Еще в четверг заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин заявил, что взаимодействие силовых структур оказалось успешным и отвечающим требованиям указа президента о создании в субъектах Федерации ЮФО групп оперативного управления (ГрОУ). Эти группы, которые возглавляют офицеры внутренних войск, получили право в случае совершения терактов и диверсий привлекать к борьбе с их последствиями подразделения не только МВД, но и Минобороны, ФСБ и ФСИН. ГрОУ были организованы в августе прошлого года после июньского налета боевиков на Ингушетию, где войска Минобороны в критическую минуту так и не пришли на помощь атакуемым милиционерам и чекистам. В Беслане ГрОУ также не удалось наладить должную координацию. Однако в ликвидации нападения на Нальчик подразделения МВД, региональные силы спецназа ФСБ, мотострелки и вертолетчики Минобороны действительно работали более согласованно, говорит директор исследовательского центра “Агентура” Андрей Солдатов. Хотя основная нагрузка легла на МВД, армейцы помогли с перекрытием дорог вокруг Нальчика, напоминает эксперт. Сотрудник МВД республики подтвердил сведения о том, что в ночь на четверг группа боевиков была уничтожена вертолетом Минобороны вблизи селения Чегем. А представитель ФСИН сообщил, что ликвидацию напавших на СИЗО боевиков проводил спецназ этого ведомства во главе с заместителем начальника службы Валерием Краевым.

“Более или менее согласованно ликвидировать последствия нападения силовики научились, но предупреждать их – еще нет”, – говорит Солдатов. В четверг основные руководители антитеррористических служб на Северном Кавказе находились с визитом по обмену опытом в Великобритании. “Это говорит о том, что конкретной упреждающей информации у силовиков не было”, – говорит Солдатов.

Большинство боевиков, по словам генерала Новикова, составляли местные жители, а треть опознанных боевиков имели прописку в Нальчике. “Несколько десятков опытных чеченских боевиков им помогало, но крупных полевых командиров из Чечни среди организаторов налета не было, а уровень боевой подготовки у местных боевиков был похуже”, – говорит источник в спецслужбах. По его словам, этой акцией местные ваххабиты “решили громко хлопнуть дверью перед тем, как окончательно уйти в лес, поскольку последние полгода их серьезно прессовали силовые структуры республики”. По мнению эксперта по радикальному исламу Георгия Энгельгардта, вялотекущая диверсионно-террористическая война, как в Дагестане, в ближайшем будущем в Кабардино-Балкарии маловероятна. “Целью боевиков была громкая одноразовая акция с целью привлечения сторонников и давления на власти, и сейчас они будут ожидать дивидендов в виде финансирования из-за рубежа и притока новых сил”, – считает эксперт.

Сергей Иванов назвал теракт в Нальчике “спонтанной вылазкой, организованной силами местных бандгрупп” и утверждал, что они действовали вынужденно, в ответ на превентивную атаку федералов. Но эксперты не склонны доверять министру. “Относиться к словам министра надо очень осторожно, – говорит Иван Сафранчук из Центра оборонной информации США, – ведь во время теракта в Беслане он сначала тоже нашел среди захвативших арабов и негра. Во время нападения на Нальчик рядовые боевики и командный состав, возможно, и составляли местные жители, но у них была очевидная связь с другими республиками и чеченским подпольем”. “Их связь с координационной сетью боевиков между республиками на Северном Кавказе не стоит умалять”, – соглашается член думского комитета по обороне генерал Николай Безбородов.