“Ренова” усиливает натиск


“Ренова” продала 13,4% акций “ВСМПО-Ависмы” за $148,6 млн Брешту и Тетюхину в августе – по опциону “русская рулетка”. Правила этого опциона состоят в том, что на предложение одного из участников продать акции другие два не могут ответить отказом: они обязаны или продать акции, или купить их. Цену назначает тот, кто “рулетку” запускает. Причем по трастовому договору, подписанному Вексельбергом, Брештом и Тетюхиным, для выкупа пакетов друг друга было запрещено привлекать финансирование под залог акций корпорации и ее активов. Будучи уверенной, что Брешт и Тетюхин при таких условиях не найдут денег на покупку пакета, “Ренова” выставила низкую цену оферты, чтобы выкупить 60% акций “ВСМПО-Ависмы” у своих партнеров. Это на прошлой неделе подтвердил сам Вексельберг.

Но Брешт и Тетюхин, по их словам, сумели привлечь необходимую сумму у консорциума инвесторов под честное слово. Уже после закрытия сделки с “Реновой” – в сентябре – партнеры перепродали этим инвесторам выкупленный пакет. Вексельберг в это не поверил: в начале октября контролируемая “Реновой” компания Lamane Ltd подала иск в Арбитражный суд Свердловской области с требованием расторгнуть сделку, поскольку финансирование по ней было привлечено незаконно. 10 октября в обеспечение иска на 73,4% акций “ВСМПО-Ависмы” был наложен арест, а из-за этого на прошлой неделе РТС и ММВБ остановили торги по акциям корпорации. Иски также поступили и в суд города Никосия (Кипр) и Верховный суд Нью-Йорка. А на днях иск был подан и в Лондонский арбитраж, прописанный как место судебных разбирательств в трастовом договоре, рассказал “Ведомостям” представитель “Реновы”. Ответчиками в разных судах выступают лично Брешт и Тетюхин и кипрские компании Finecroft (бенефициар – Брешт и его жена), Winfire (Тетюхин и его семья) и компании с Британских Виргинских островов Lawson Managment и Nortech Investment.

Верховному суду Нью-Йорка еще предстоит решить, будет ли он рассматривать иск по существу. В Арбитражный суд Свердловской области юристы “ВСМПО-Ависмы” вчера подали ходатайство о снятии ареста с акций, а по информации юристов Брешта, на Кипре иск “Реновы” не был принят к рассмотрению. В “Ренове” уверяют что это не так.

Зато “Ведомостям” стали известны детали того, как, по мнению “Реновы”, Брешт и Тетюхин привлекли деньги. В копии искового заявления Lamane Ltd, поданного в Нью-Йорке, утверждается, что еще весной 100% акций компании Finecroft были проданы компании Lowson. А за несколько дней до закрытия сделки по “рулетке” Lowson продала 31,2% акций Finecroft компании Nortech Investment. Сумма этой сделки как раз и составила $148,6 млн. Именно за Nortech, по версии “Реновы”, стоят структуры, близкие к “Ренессанс Капиталу”, разместившему в начале сентября 13,4% акций “ВСМПО-Ависмы” среди инвесторов. Такая схема сделки является нарушением трастового соглашения, уверены в “Ренове”. Но Брешт уверяет, что в собственность Nortech акции Finecroft перешли уже после закрытия сделки с “Реновой”. “Вдобавок в трастовом соглашении записано, что смена компаний-бенефициаров не влечет за собой никаких изменений в условия траста”, – замечает Брешт.

Управляющий директор юрфирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян говорит, что точно узнать, кто прав, кто виноват, возможно, только детально изучив условия траста. А аналитик ОФГ Александр Пухаев полагает, что не верить Брешту нет оснований. “Он и его юристы знали условия трастового соглашения и что они могут себе позволить, а что нет”, – полагает он.