Онлайновая игромания


По оценке РБК, российский рынок лицензионных игр в 2005 г. составит $200 млн против $150 млн в 2004 г. Впрочем, пока 60–65% игр – это пиратские копии, напоминает Анатолий Субботин, PR-менеджер компании 1C, издателя таких игр, как “Ил-2-Штурмовик”, “Дальнобойщики-2”, “В тылу врага”, “Космические рейнджеры”, а также online-игры “Сфера”.

PR-директор издательского дома Gameland Максим Баканович обращает внимание, что играющая аудитория повзрослела с 15–18-летних до 25-летних и старше. Интересно, что компьютерные игры увлекают не только молодых людей. Исследование “Комкон” показывает, что в них играет 60% мужчин и 40% женщин. Главный редактор журнала “Навигатор игрового мира” Игорь Бойко добавляет, что среди женщин наиболее популярны приключенческие игры, или так называемые “квесты”, потому что требуют много усидчивости. Примером такой игры может стать Syberia.

Субботин отмечает, что сегодня в России лучше всего продаются экшн-игры (“ходилки” и “стрелялки”), а вне конкуренции он называет Doom 3, по мотивам которой даже снят фильм. А Бойко называет “последним писком” только что вышедший Quake 4. Он также считает популярными играми Half-Life 2 и сериал Grand Theft Auto.

Другой тип игр – ролевые (RPG), где пользователь управляет персонажем, который получает разные задания, решает головоломки, набирается опыта и т. д. Среди них более-менее известны игры Morrowind или Neverwinter Nights, рассказывает Бойко. Он также обращает внимание на появление все большего количества так называемых “симсов” (симуляторов жизни), где можно, к примеру, поиграть за вампиров, людей, заниматься различными делами: обставлять дом, путешествовать на автомобиле.

Среди игр-стратегий рекорд по популярности он отводит мифологической саге WarCraft. А, к примеру, Бакановичу запомнилась украинская разработка “Казаки-2”. “Это мощная игра, с хорошим дизайном. Во всем мире уже продано 5 млн экземпляров, из них 1,5 млн у нас”, – рассказывает Баканович. По наблюдениям Субботина, во всем мире сейчас популярна стратегия про эпоху завоевания Америки – Age of Empires III, а среди ролевых – Fable и Dungeon Siege II. При этом в Fable можно играть как за положительного героя, так и за негодяя.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что все больше играющих увлекаются online-играми. Смысл большинства таких игр состоит в том, чтобы сделать из своего персонажа или “клана” самое непобедимое и опытное существо или самую мощную группировку, а различаются игры окружающим миром и заданиями для персонажей. На первое место эксперты ставят игру, события которой разворачиваются в сказочной вселенной World of WarCraft. В нее по всему миру играют более 2 млн человек, почти столько же “сидит” в Lineage и StarWars Galaxies, 500 000 увлеклись EverQuest II.

Баканович обращает внимание на рост популярности корейской игры Ragnarok, которая привлекает оригинальным аниме-оформлением и лояльной к пользователям экономической политикой. В нее сейчас играет 20 млн жителей Азии, несколько сотен тысяч европейцев и несколько десятков тысяч россиян. Среди online-игр есть и отечественная разработка, созданная специалистами из Nikita, под названием “Сфера”. В нее сейчас уже играет 66 000 россиян.

Рост интереса к online-играм оказался на руку интернет-провайдерам. Коммерческий директор TeliaSonera International Carrier-Russia Александр Климов прогнозирует, что число пользователей таких игр в Европе и США будет расти в ближайшие годы в среднем на 35% в год и увеличится с сегодняшних 5 млн до 12,5 млн в 2008 г.

С ростом интереса к компьютерным играм у них растет и количество недоброжелателей. Так, последнее время все чаще в прессе и по телевидению обращают внимание, что компьютерные игры негативно влияют на психику людей, особенно на подростков. Увлеченные игрой, они перестают спать, есть, учиться. Однако Игорь Бойко считает, что как таковое увлечение компьютерными играми не опасно. Опасна невоздержанность в любом хобби, что является следствием воспитания, подчеркнул он.