Гениальный антитеррорист


Во время визита в Голландию Путину пришлось в очередной раз отвечать на неприятные вопросы журналистов о ситуации с правами человека в Чечне. Вначале представители СМИ поинтересовались, как российский лидер относится к убийству исламским фанатиком режиссера Тео ван Гога: приезд Путина совпал с годовщиной трагедии. Президент немедленно заговорил о международном терроризме и ситуации в Чечне. Он повторил свою известную позицию по чеченскому вопросу, но усилил формулировки: “Мы имеем дело с очень жестокими людьми, с животными в обличье человеческом, которые не понимают, в какое время они живут”. Голландские журналисты зашушукались. Позже они пояснили корреспонденту “Ведомостей”, что Путин произнес крайне рискованную с точки зрения местной аудитории фразу – здесь не принято говорить о преступниках как о зверях.

Однако местную прессу ответ Путина полностью не удовлетворил. Один из журналистов спросил, почему президент ничего не сказал о правах человека. “Конечно, мы должны действовать цивилизованными методами”, – ответил президент. И решил напомнить европейцам, ради кого Россия борется с террором: “На Кавказе и в Чечне мы защищаем и наши и ваши интересы. Если мы позволим в одном регионе террористам поднять голову, они поднимут и в другом”. Затем он предъявил претензии самим европейцам: представители европейских структур не откликнулись на призывы российских властей приехать и понаблюдать за выборами президента Чечни и референдумом – в отличие от представителей международных мусульманских организаций. “У меня иногда возникает вопрос, почему некоторые европейские политические деятели хотят быть большими мусульманами, чем пророк Магомет”, – сказал президент. Впрочем, Россия, по словам Путина, внимательно относится к предложениям европейцев и приветствует гуманитарные программы ЕС на Северном Кавказе.

Перед выступлением Путина в Международном суде выяснилось, что у него есть сторонники среди простых голландцев. У оцепления перед зданием суда стоял одинокий демонстрант. Он держал плакат “Путин гениальный антитеррорист”. Российские журналисты спросили, почему он пикетирует в одиночестве. Тот ответил: “Просто в Европе еще не понимают, как важна для нее борьба, которую ведет с исламским терроризмом российский президент”.

Заявления Путина о роли России в борьбе с терроризмом эксперты считают адекватными. “Россия всегда позиционировала себя как щит Европы и сейчас действительно оказалась одной из стран, которая хронически сталкивается с атаками террористов, – говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Запад же беспокоят методы борьбы с террористами, к которым в России относят всех, кто, вооружившись, выступает против действующей власти”. “Создание радикального исламистского государства на Северном Кавказе, безусловно, будет угрожать Европе, – соглашается эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн. – Но это не значит, что борьба с террором должна вестись с вопиющим нарушением прав человека”.