Мусульманский бунт


Беспорядки в Клиши-су-Буа начались со смерти двух мусульманских подростков. В четверг, убегая от полиции, трое молодых людей забрались в трансформаторную будку. Двое из них сгорели заживо, а третий попал в больницу с тяжелыми ожогами. Местная молодежь обвинила в смерти подростков полицию и начала громить муниципальные учреждения (были разгромлены детский сад, полицейский участок, пожарная станция) и жечь автомобили.

Еще в четверг руководитель МВД Саркози объявил о том, что полиция будет проявлять “ноль толерантности” к погромщикам, а самих молодых жителей кварталов назвал “отбросами”. Однако за следующие шесть дней полицейским так и не удалось усмирить беспорядки. С помощью резиновых пуль и слезоточивого газа относительно шаткое спокойствие полиция восстановила лишь в городке Клиши-су-Буа. За шесть ночей погромщики, по словам премьер-министра Франции Доминика де Вильпена, сожгли 180 машин. “Дети боятся выходить на улицу. Это нельзя терпеть. Ничто не оправдывает такого насилия”, – заявил в среду де Вильпен, передает “Прайм-ТАСС”. При этом ответственность за восстановление порядка он возложил на Саркози.

Неспособность полиции справиться с агрессивно настроенной мусульманской молодежью, которая уже шестую ночь громит парижские пригороды, может поставить крест на президентских амбициях министра внутренних дел страны Николя Саркози и помочь премьер-министру Доминику де Вильпену вырваться вперед в еще официально не начавшейся предвыборной гонке. “После того как у Жака Ширака недавно случился микроинсульт, всем стало ясно, что в 2007 г. на выборы он не пойдет”, – говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы Юрий Рубинский. “Главными претендентами на пост президента сейчас можно назвать Николя Саркози и Доминика де Вильпена”, – добавляет профессор Ноттингемского университета, эксперт по французской политике Катрин Гетце, отмечая, что если де Вильпену симпатизируют либералы, то Саркози своими жесткими высказываниями и действиями зарекомендовал себя как “ враг арабской молодежи из бедных кварталов”, а соответственно, ему симпатизируют правые избиратели. Если недавно Саркози был фаворитом президентской гонки – 2007, то теперь “у де Вильпена появился реальный шанс, так как Саркози оказался не способен усмирить беспорядки”, говорит эксперт Economist Intelligence Unit Филипп Уайт. “Жесткий подход Саркози к погромщикам пока не оправдал себя, и теперь избиратели повернутся к де Вильпену, который предлагает компромисс”, – добавляет Уайт. Катрин Гетце с таким заявлением не согласна. “Тот факт, что пригороды бунтуют и их жители жгут автомобили, лишь подтверждает в глазах многих французов правоту Саркози и необходимость принести туда “закон и порядок”, – говорит Гетце.

“События последних шести дней могут привести к тому, что политические настроения французов сдвинутся вправо”, – соглашается руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Вишневский. Ученый отмечает, что “на самом деле в происходящем виноваты все политические силы Франции”. “Главные причины бунтов в пригородах – социальные”, – говорит Вишневский. “Уровень безработицы среди мусульман – выходцев из Северной Африки, которые и населяют пригороды Парижа, превышает 50%. Это бедные и не очень образованные люди, которые не могут, да и не очень хотят интегрироваться во французское общество”, – соглашается Уайт из Economist Intelligence Unit. “В результате получается взрывоопасная среда, которой может манипулировать кто угодно – исламский фанатик или криминальный авторитет”, – добавляет Анатолий Вишневский. В среду с заявлением по поводу беспорядков выступил и президент Франции Жак Ширак, который фактически поддержал позицию премьера, призвав, как сообщает РИА “Новости”, в урегулировании ситуации руководствоваться “духом диалога и уважения”.