Равноудаление по-словацки


Когда три года назад Йозефа Майского, в то время самого богатого и влиятельного бизнесмена в Словакии, спросили, платил ли он когда-либо взятки политикам, он ответил: “Я делаю это каждый день”. На этой неделе, изрядно обедневший, он предстал перед судом по обвинению в обмане инвесторов. Его друзья-политики покинули его. Унижение Майского стало новым признаком того, что Словакия, вступившая в 2004 г. в Евросоюз, принялась за наведение порядка в своей бизнес-среде. Безнаказанность, некогда достояние богатых и сильных, постепенно превращается в анахронизм.

На прошлой неделе Павол Руско, словацкий медиамагнат с политическими амбициями Сильвио Берлускони, был вынужден продать свой телеканал американским инвесторам. Его карьера в политике и бизнесе на этом завершилась. Еще три года назад Руско использовал свой телеканал TV Markiza, чтобы выиграть выборы в парламент. Тогда он хвалился, что переизбрание Микулаша Дзуринды на пост премьер-министра стало возможным только благодаря его усилиям.

И Руско, и Дзуринда сделали свои состояния в правление авторитарного предшественника Дзуринды, премьер-министра Словакии Владимира Мечьяра, пытавшегося сформировать лояльный себе бизнес-класс. Руско, бывший лидер комсомольской организации на Словацком общественном телевидении, сумел получить первую в стране лицензию на коммерческое телевещание. В свои лучшие дни его TV Markiza смотрели до 2/3 словацкой телеаудитории. Майского, занимавшего при коммунистическом режиме руководящие посты в сфере внешней торговли, обвиняют в бесплатной приватизации госкомпаний. Майскому удалось создать торгово-промышленный конгломерат Sipox Holding, в котором до сих пор работают 10 000 человек.

И Руско, и Майский порвали с премьер-министром Мечьяром, когда того подверг критике Евросоюз за отход от принципов демократии. Майский финансировал оппозиционные партии, в то время как Руско использовал возможности своего канала для победы оппозиционного лидера Дзуринды в 1998 г. За время своего правления Дзуринда смог привести Словакию в ЕС, а его смелые экономические реформы позволили стране добиться самых высоких темпов экономического роста в Восточной Европе.

С приходом иностранных инвесторов бизнес-климат в Словакии изменился, а Руско и Майский – нет. TV Markiza стала сдавать позиции новой коммерческой телевизионной станции. Майскому не удалось больше провести ни одной выгодной приватизационной сделки. Ни Руско, ни Майский за лояльность не получили вознаграждения, которого ожидали. (FT, 17.11.2005, Василий Кашин)