Беспредметный контакт


Персональная выставка Игоря Березовского “Контакты с беспредметностью” развешана в тех же залах на Крымском, где только что с шумным успехом прошла ретроспектива Энди Уорхола. К классику американского поп-арта Березовский очень давно относился серьезно и в восьмидесятых годах посвятил ему несколько работ. Уорхол привлекал его именно как художник, а не как гениальный стратег собственного успеха, мастер манипулировать публикой и спекулировать на слабостях массового сознания. Вот к этому Березовский принципиально равнодушен, даже враждебен, успех в его жизненные цели не вписан.

Березовского в Уорхоле привлекало, кажется, только одно – способ преобразовывать повседневность, техника этого преобразования. Он работает в фотографике и начал заниматься шелкографией 30 лет назад, когда само это слово звучало загадочно, компьютерную эру никто не предчувствовал и конкретный предмет превращался в абстрактное изображение только вручную. Сегодня компьютером и цифровой камерой из реальных вещей легко можно сделать завораживающе прекрасную кляксу, но рукодельные натюрморты и пейзажи Березовского от этого не выглядят архаикой. Как раз наоборот, они смотрятся до странности современно. Можно было бы даже сказать “модно и стильно”, потому что стилистикой, в которой Березовский начал работать десятилетия назад, сегодня в массовом порядке овладевают труженики коммерческого графического дизайна, глянцевой периодики и рекламного плаката. Но не достигают такой визуальной простоты и ясности.

Березовский фотографирует все, что попадает в объектив: мотки проволоки, бутылки, ягоды и помидоры, ступни ног, морские и городские пейзажи, потом химичит с отпечатками, переводит их на бумагу, расцвечивает анилиновыми красками. В результате получаются минималистски ясные черно-белые или туманно-сложные, изысканно многокрасочные, но неизменно красивые картины ни о чем. Хотелось бы написать “в стиле поп-арт”, да русская версия поп-арта настолько иронична и программно некрасива, что эстет Березовский в нее очень плохо вписывается.

“Экологически чистое искусство – чисто визуальное искусство” – название графической серии и кредо Игоря Березовского. Его угораздило родиться художником – равнодушным к поискам смыслов и не склонным к рефлексии – в логоцентристской стране, легко жертвующей формой ради содержания. Да еще прожить в ней большую часть жизни во времена идеологического недоверия ко всяческому формализму. А Березовский, конечно, настоящий формалист, которого интересует только видение, только форма и пластика. Поэтому, да еще от нелюбви к публичности, его роль на нашей арт-сцене почти не заметна. Большая персональная выставка (она продлится до 8 января) вряд ли это положение существенно изменит. Зато она способна доставить безмятежно чистое визуальное удовольствие.